Вторая жизнь советского фотоаппарата

Плёночная жизнь. Плёнка №3: Зенит-ЕТ и Свема ЦО50Д

Вторая жизнь советского фотоаппарата

На путешествии в потустороннее с древней чёрно-белой "Тасмой" мои эксперименты с не в меру просроченной фотоплёнкой не закончились. На очереди была ещё одна коробочка из глубин шкафа, и это — гораздо более экзотичный артефакт.

Цветастая упаковка имеет габариты, сравнимые с таковой от современной плёнки. Маркировка сообщает: "Свема ЦО50Д" и "проявить до 1991 года".

Завод Свема, выпустивший эту фотоплёнку, находится на земле Украинской, и производил он чёрно-белую фотоплёнку как минимум до начала 2000-х.

Название же плёнки я могу расшифровать так: "Цветная Обращаемая", 50 ISO, "Дневной свет". 

Загадочная "Цветная Обращаемая" — это ни что иное, как слайдовая плёнка. В отличие от негативной, изображение на такой сразу получается в естественных цветах: после проявки такие плёнки в советские времена обычно не печатали, а вставляли в диапроектор и смотрели на экране.

Ныне слайдовую плёнку редко можно встретить в продаже — обычно все пользуются негативной.

Слайдовая плёнка при этом окружена неким ареолом квазиэлитарности: с одной стороны, она считается более требовательной к точности экспозиции, чем негативная цветная (что роднит слайдовую плёнку и современные цифровые фотоаппараты), и, таким образом, съёмка, особенно успешная, на обращаемую плёнку является демонстрацией крутости и мастерства фотографа, а с другой — всякий необычный, и особенно редкий тип плёнки или матрицы ныне сразу обрастает ореолом легендарности и мнениями о том, что картинка с него особо прекрасна.

50 ISO — обычное значение чувствительности для тех лет. По опыту съёмки на чёрно-белую просроченную плёнку я предположил, что на текущий момент её чувствительность находится в районе 12 ISO, если не меньше.

Срок годности обескураживает: производитель считает, что её следовало бы выкинуть 27 лет тому назад. Но кого это останавливает? Да, конечно, все эти 27 лет она хранилась при комнатной температуре вместо положенного холодильника. Казалось бы, у меня снова нет шансов.

Кстати, помимо собственно возрождённого интереса к фотоплёнке в последнее время неожиданно процвела особая дисциплина — съёмка именно на просроченную плёнку.

Некоторые, подобно мне, находят в шкафах и закромах старые советские катушки, хранившиеся непонятно как, и отснимают их скорее из научного, чем практического интереса; другие же специально охотятся за особыми сортами плёнки, давно уже не выпускающимися, но бережно сохранёнными в холодильниках ради их неповторимых свойств.

Есть и те, кто использует современную, но несколько просроченную плёнку холодильного хранения исходя из принципов экономии — по свойствам она ещё не должна проиграть значительно, а по цене уже упала. 

Появилась особая категория людей — это специалисты, способные с помощью хитрых шаманско-алхимических приёмов проявить плёнку любой давности.

Довольно часто у таких людей есть дополнительное хобби — находить забытые людьми катушки плёнки, отснятые десятки лет назад и лежавшие всё это время либо в пыльном чулане, либо в неиспользовавшемся с тех пор фотоаппрате. Такие плёнки проявляются, возвращая миру забытые моменты прошлого.

Фактически, это уже отдельный вид искусства, гармонично вписывающийся в ряд жанров пост- и пост-пост-модернизма, но не будем уходить от темы настолько далеко.

В найденной мною коробочке оказался герметичный пакетик из фольгированного целлофана. Внутри пакетика — катушка пусть простого, но вполне современного вида. Что ж, заправляю её в Зенит-ЕТ и отправляюсь на съёмки.

На дворе была весна — конец мая и начало июня, время довольно благоприятное для фотосъёмки, поэтому я снимал городские пейзажи, пробуждающуюся природу в саду, а также сцены из жизни своих балконных растений и немного интерьеров.

Зная, что плёнка может оказаться пустой, я старался не придавать слишком большого значения процессу съёмки, но всё же брал фотоаппарат с собой на прогулки и снимал  с использованием нескольких разных объективов.

Все кадры я записывал в блокнот: дату съёмки, время, сюжет, объектив и экспозиционные параметры — теперь это вошло у меня в привычку, да и потом так интереснее рассматривать и анализировать результат.

Когда плёнка подошла к концу (в своём блокноте я при этом насчитал аж 39 кадров), оказалось, что такой артефакт, как эту плёнку, в городе проявить никто не в состоянии. Ни один фотосалон вообще не проявлял слайдовую плёнку, тем более 27-летней давности.

Специалистов по проявке раритетов как-то тоже не нашлось под рукой. Хранители утрачных знаний были выявлены в Москве, и мне ничего не оставалось, кроме как отправить плёнку туда. Долго, очень долго пришлось ждать мне возвращения катушки обратно, но я дождался.

Когда же она, наконец, вернулась, предо мной предстала на первый вгляд прозрачная лента из полимерных материалов и я был готов расстроиться, но, приглядевшись, обнаружил, что на плёнке всё же есть фотографии! Зыбкие, эфемерные образы едва проступали на прозрачном фоне. Даже края плёнки, в районе перфорации, которые у слайдовой цветной фотоплёнки обычно получаются чёрными, оказались прозрачными — соответственно, маркировка и номера кадров исчезли полностью.

При попытке отсканировать эти миражи выяснилось, что сканер гораздо явственнее различает шероховатость матового стекла, скрывающего лампу подсветки, чем изображение на плёнке.

Так что пришлось мне заняться сооружением своего "пересъёмочного устройства" из подручных средств — двух штативов, цифрового фотоаппарата, детали от диапроектора, канцелярского зажима особо крупных размеров и монитора с развёрнутым на нём белым фоном. 

Даже и таким способом переведённые в цифровой вид изображения было трудно рассматривать, поэтому я довольно сильно увеличил их контраст и применил некоторые другие методы обработки в графическом редакторе. В результате сюжеты стало видно.

Цена этого — очень сильные шумы — как проступившее зерно плёнки, так и выявившийся в результате повышения контраста шум матрицы цифрового фотоаппарата, а также психоделично-кислотные цвета.

Впрочем, по опыту сканирования советских слайдовых плёнок, отснятых и проявленных 30 — 40-лет назад, я знаю, что они либо от времени, либо от дефекта химического состава нередко оказываются самых странных оттенков, например, ярко-фиолетовых или загадочно-бирюзовых. 

Всего из 39 отмеченных в моём блокноте кадров я сумел уверенно распознать сюжет на 31-м кадре, и ещё на 3-х — 4-х проступают те или иные элементы изображения, которые сложно опознать, но которые явно имеют искусственное происхождение.

Довольно неплохой результат для 27-летней просрочки!

Общие закономерности следующие: хуже всего получились кадры в начале и в конце плёнки, среди них больше всего таких, на которых изображения нет или его распознать невозможно.

При этом на всех кадрах изображение сформировалось лучше ближе к середине плёнки, а вблизи перфорации — почти отсутствует.

Несмотря на то, что считается, что слайдовая плёнка гораздо требовательнее к точности экспозиции, чем негативная, сильной разницы в качестве изображения между экспонированными по-разному кадрами я не заметил (на самом деле, они все получились плохо).

Причём иногда я специально делал пары кадров с одинаковым или близким сюжетом, но с разной экспозицией. Впрочем, разница могла быть нивелирована тем, что я вручную "вытягивал" все изображения в графическом редакторе настолько, насколько это было возможно.

Итак, рассмотрим результаты эксперимента подробнее.

Первую часть кадров я отснял с объективом "Индустар-50П 3,5/50", входившим в комплект поставки "Зоркого-6". С объектива откручен дальномерный удлиннитель рабочего отрезка и толкатель дальномера и установлен переходник с резьбы 39 на 42. Почему именно Индустар-50? Всё просто — мне нужна была компактность, чтобы камера поместилась в небольшую наплечную сумку.

Первые два кадра получились скорее абстрактными. Тем не менее внимательный зритель угадает угловатые контуры новых офисных зданий на улице 8 марта, возле Цирка: более тёмный, заострённый сверху — высотка "Саммит" и малоэтажный с белыми контурами — "Арена". Это больше похоже на какую-то экспрессионистскую живопись, или даже на гравюру, нежели на фотографию.

На втором кадре среди дефектов не то плёнки, не то проявки прячется силуэт старинной угловой башни Ново-Тихвинского монастыря и окружающих её деревьев. Ещё один образец авангарда.

Два следующих кадра, снятых мной в парке, содержат лишь отдельные пятна и части фигур, сложить которые в опознаваемый силуэт не удаётся.

 

Панельные 16этажки на Московской горке получились узнаваемо, весьма стильно и атмосферно.

Автомобильная эстакада на ул. Московской получилась какой-то размытой. То-ли я ошибся с фокусом, то-ли это последствие суровой обработки.

Ещё два кадра, сделанных на аллее и содержащих виды газона и деревьев, не получились. Почему-то природные виды на этой части катушки не удались.

Гелиос 44-2 2/58. Так получилось, что на этот объектив я снимал только в интерьерах. Для начала я повторил опыт с чёрно-белой просроченной плёнкой и сфотографировал лампу, а именно самодельный фонарь в форме правильного додекаедра.

Я ожидал, что если у меня не получатся другие кадры, то хотя-бы лампочка от этого фонаря будет видна на кадрах. Снимков фонаря я сделал два: оба на открытой диафрагме, но один на выдержке 1/30, а другой — на 1/125. На удивление получились оба кадра. Конечно, на том, что сделан с более длинной выдержкой, видно больше подробностей.

Один кадр я сделал в вертиальной ориентации, а другой — в горизонтальной, но теперь понять, какой где уже невозможно.

1/125
1/30

Ещё несколько кадров на "Гелиос" я сделал с участием растений своего балкона — два кадра в районе середины катушки, и четыре — в самом конце. Они получились в виде различных силуэтов, среди которых порой можно различить цветы, ветки и листья. Кадры в конце закономерно оказались трудноразличимы, последний оказался вообще пустым.

После этого я отправился в сад с объективом МС Мир-24М 2/35. В саду цвела прекрасная уссурийская груша. Это дерево одним из первых зацветает на Среднем Урале и бывает усыпано крупными белыми цветками.

Оно цветёт не очень долго — лепестки опадают, покрывая окрестности дерева подобием снега. Грушу я фотографировал, с каждым кадром увеличивая экспозицию.

Первым был общий план и значения выдержки и диафрагмы, подобранные по экспонометру для номинального значения чувствительности плёнки. Дерево здесь предстало скорее в виде собственного абстрактно-импрессионистского образа.

На последующих кадрах — крупные планы отдельных цветков и ветвей, они напоминают какие-то очень-очень древние фотографии из 19-го века. Лучше всего закономерно получился кадр с самой длинной экспозицией (1/30 с), но разница не слишком принципиальна.

Поскольку этот объектив на плёнке является вполне себе широкоугольным, я также заснял на него серию интерьеров собственного жилища.

 

Ещё один широкоугольник этого же класса, Мир-1В 2,8/37 я взял с собой на прогулку. Два одинаковых кадра старого двухэтажного домика на перекрёстке я сделал с разными выдержками: 1/125 у первого и 1/60 у второго.

Так как оба кадра обработаны, разница не очень большая, но на кадре с большей выдержкой закономерно вылезло чуть меньше шумов.

Интересно, что эти кадры — одни из немногих, на которых можно различить некоторые цвета (ведь у нас цветная плёнка): кислотно-жёлтая окантовка дорожных знаков вполне различима, хоть и потускнела; также угадывается персиковый цвет стен дома.

1/125
1/60

Вид улицы Машинной с заводами, небоскрёбами и фонарным столбом дополнился какими-то непонятными кляксами и превратился в арт-объект. Можно использовать для обложки какой-нибуть инди-группы.

Силуэт высоток-новостроек вдали удачно вписался в среднюю часть кадра, где эмульсия ещё хоть в какой-то мере сохранилась. Получился образ будто из сновидения.

Кормушку в парке Маяковского я снимал на свой страх и риск: кругом было много деревьев, и уже наступил вечер, так что освещения было недостаточно.

Я выставил самую длинную выдержку, на которую способен Зенит-ЕТ: 1/30с, при этом зная, что она у него через раз не срабатывает — вторая шторка может не закрыться. Но всё получилось, кормушка видна на фоне крон деревьев.

Хорошо видно, что  вдоль длинных краёв кадра плёнка потеряла практически всю чувствительность.

Буквально пару кадров я сделал на объектив МС Мир-20 М 2,5/20. Этот объектив для плёнки является уже сверхширокоугольным. На него я запечатлел виды города на закате со своего балкона. Красивые облака, подсвеченные закатным солнцем, видны, но не очень хорошо, а их цвет и вовсе почти не читается. Зато хорошо виден силует городских зданий.

Вид на перекрёсток изобилует странными оттенками и напоминает работы основоположников фотографии времён начала-середины 19 века, которые снимали на пластинки, покрытые асфальтом.

Единственный кадр, сделанный на Гелиос 40-2 1,5/85, демонстрирует цветок рудбекии на подоконнике, и это ещё один из тех редких кадров, где видны истинные цвета — в данном случае это жёлтый цвет лепестков.

Два кадра я сделал с помощью фишая Belomo EWP 3.5/8 A MC. Это всё те же виды с балкона.

Я снова экспериментировал: первый кадр я сделал в соответствии с указаниями экспонометра, с некой поправкой на уменьшившуюся чувствительность плёнки, а второй я сделал на выдержке "В", то есть от руки: я держал затвор открытым примерно секунду.

Так как объектив очень-очень широкоуголен, я надеялся, что сильного смаза не будет. Так и вышло: изображение есть на обоих кадрах, но на втором оно проработалось гораздо лучше.

На нём меньше вылезли шумы при обработке, гораздо больше мелких подробностей и даже есть кое-какие детали на краях кадра, в зонах с почти потерянной чувствительностью эмульсии. При этом небо чуть-чуть будто бы пересвечено. В целом оба кадра как будто сняты автоматическим зондом на далёкой планете.

Ну и наконец я немного поснимал на длиннофокусный "Телезенитар-М 2,8/135", стоя на собственном балконе. Результаты напоминают деятельность какой-нибуть инфракрасной камеры или прибора ночного видения, хотя кадр с тем же закатным небом получился немного насыщеннее прочих.

 

Что же можно сказать по итогам анализа всего этого? Самый удивительный результат — это то, что на столь древней, капризной изначально и неправильно хранившейся фотоплёнке в принципе получилось немалое количество фотографий.

Конечно, только современные технологии в виде цифрового фотоаппарата и компьютера как средства пост-обработки позволили эти самые фотографии увидеть.

В какой-то степени это напоминало процесс реставрации каких-нибуть суперраритетных кадров из позапрошлого века, которые стоило спасти любой ценой, за исключением того, что мои кадры, конечно, того не стоили, кроме как забавы ради.

Особой разницы между кадрами, снятыми с различным превышением длительности выдержки над корректной для данных условий съёмки и изначальной чуствительности, не наблюдается.

Невооружённым взглядом все они выглядят почти прозрачными, и только после жёсткой пост-обработки может быть заметна некая разница в уровне шума, который в любом случае с точки зрения нормальной фотографии остаётся неприемлемым.

Только кадр с выдержкой около 1 секунды при открытой диафрагме в солнечный день отличается — на нём удалось получить изображение по краям.

Ни особенности оптики, ни точность фокусировки, ни условия освещённости не оказали заметного влияния на эти фотографии. Всё затмила плёнка и её дефекты.

Бешеные шумы, съеденная детализация, потерянные края, низкий контраст, безумные цвета (на цветной-то плёнке), артефакты неизвестного происхождения — вот что определяет характер снимков.

Это не то работы безумного экспрессиониста, не то повреждённые космическим пространством сигналы из глубин далёкой галактики, не то отпечатанные необычным образом древние гравюры, не то вынутые прямо из подсознания с помощью загадочной машины обрывки сновидений.

Одним словом, чистое искусство.

Оригинал: https://aran7.livejournal.com/297279.html

Сколько можно выручить на продаже старой фототехники

Вторая жизнь советского фотоаппарата

В 2010 году мне подарили советский фотоаппарат с пластиковыми линзами «Смена-8М». Меня не всегда устраивали снимки, которые делал этот фотоаппарат, и я начал искать нормальную советскую фототехнику.

Евгений Леснов

узнал секреты экономии

Я опросил знакомых, родственников и друзей: не завалялись ли у них старые пленочные фотоаппараты. Так в мои руки попали три экземпляра «ФЭД-3» — это самая массовая модель советских фотоаппаратов. Также я нашел один раритетный «ФЭД-2», три «Зенита», две «Смены-8М», четыре объектива и один экспонометр в идеальном состоянии.

А потом я купил современный зеркальный фотоаппарат «Кэнон», и пленка ушла на второй план. Но однажды я понял, что можно присоединять советские объективы к современной зеркалке и получать удивительные снимки, поэтому найденными раритетными объективами я продолжал пользоваться. А вот сами старенькие фотоаппараты остались не у дел.

Рассказываю, что и за сколько мне удалось продать.

Эти детали нужны для макросъемки, чтобы снимать с хорошей детализацией или просто делать четкие фото небольших объектов. Их еще называют «удлинительными» кольцами.

Комплект макроколец

Этот прибор нужен, чтобы вручную замерять количество света. Зная освещенность, можно высчитать ширину раскрытия диафрагмы и выдержку, чтобы получить удачный кадр. Современные смартфоны рассчитывают эти параметры сами и мгновенно, в полноценных профессиональных фотокамерах эти процессы тоже автоматизированы.

Экспонометр

В моей коллекции было три «Зенита», и каждый со своей историей. Модель «Зенит-11» я купил за 800 Р у местного фотографа, а потом продал за 500 Р.

Зенит-11

«Зенит-ЕТ». Этот фотоаппарат был слегка потертым, но с целой шторкой, а это главное. Он достался мне бесплатно, продал я его за 540 Р.

Зенит-ЕТ

Третий «Зенит» в идеальном состоянии и с ремешком мне отдали бесплатно, за него удалось выручить 1000 Р.

Коробка и ремень добавили стоимости

«ФЭД-3». Эта модель весит много, а снимает так себе. У меня было три таких фотоаппарата, я продал каждый за 300 Р.

ФЭД-3

«ФЭД-2». Этот фотоаппарат достался мне от дедушки, продать его удалось за 1200 Р.

ФЭД-2

В моей коллекции было две «Смены», я продал каждую за 150 Р.

Смена-8М. Источник: Pikabu

«Гелиос-44». Советская копия объектива Carl Zeiss Biotar, который подходит для всех фотоаппаратов «Зенит». У меня было три «Гелиоса», каждый я продал за 400 Р. Объектив хороший, но массовый, поэтому задорого его никто не возьмет.

Гелиос-44

«Юпитер-9». Это шикарнейший портретный объектив, его современный аналог от «Кэнон» стоит около 70 000 Р. Единственный минус в том, что у него сложная фокусировка. Я купил этот объектив в 2011 году за 2500 Р, а продал за 7500 Р.

Юпитер-9

Этот «Юпитер-9» в жестком чехле достался мне бесплатно от дяди. Я продал объектив за 7500 Р.

Юпитер-9 в жестком чехле

Оригинал: https://journal.tinkoff.ru/life/iron-foto/

Фотовспышка — Секрет Мастера — Сделай своими руками

Вторая жизнь советского фотоаппарата

В поиске недостающих деталей для очередной поделки решено было использовать детали механической части старого пленочного фотоаппарата. Фотоаппарат был куплен в интернете по цене 50 рублей (2015 год). Вскрытие показало, что в фотоаппарате рабочая электроника. Решено было изучить схему и сохранить фотовспышку для будущих экспериментов и поделок сделанных своими руками.

Схема фотовспышки фотоаппарата

Вспышка старого фотоаппарата. Опасно! ЭЛЕКТРОШОКЕР НЕ ДЕЛАТЬ! / Электронные самоделки SekretmasteraKodak Prostar 222

Работы проводились с пленочной мыльницей Kodak Prostar 222.

Внимание внутри опасное высокое напряжение! Перед разборкой фотоаппарата удалите батарейки и разрядите фотовспышку.

После вскрытия фотоаппарата обязательно снимите остаточный заряд с накопительного конденсатора — замкните электроды изолированным проводником с резистором 100-200 ом или в крайнем случае отверткой. Смотри видео. Схема фотовспышки была срисована с платы и показана на фото.

Как работает фотовспышка? Основа вспышки уже знакомый преобразователь напряжения. Транзистор V1 работающий в блокинг генераторе формирует импульсы частотой несколько килогерц. Импульсы высокого напряжения с повышающей обмотки трансформатора Т1 выпрямляются диодом и накапливаются на высоковольтном электролитическом конденсаторе.

Через понижающий резистор R2 запитана неоновая лампочка S2, которая зажигается при полной зарядке электролитического конденсатора. Через резистор R3 подключенный к неоновой лампочке происходит заряд конденсатора емкостью 22nF. После заряда накопительного конденсатора запуск лампы вспышки, подключенной параллельно конденсатору, осуществляется нажатием кнопки.

Кнопка разряжает конденсатор 22nF через первичную обмотку запускающего трансформатора Т2. Импульс высокого напряжения со вторичной обмотки поступает на пускающий электрод лампы вспышки. За счет ионизации от высоковольтного импульса внутри лампы происходит разряд и вспышка света.

Так как камера пленочная, мощность вспышки сопоставима с мощностью вспышки цифрового зеркального фотоаппарата.

Откручиваем боковые винтыОткручиваем внутренний винтВнутренности KodakРазрядить конденсаторПлаты KodakПлата фотовспышки

Плата фотовспышки своими руками была подключена по схеме к батарейному отсеку.

Контакты кнопки пуска на плате удалены и взамен установлена стационарная кнопка. При проверке схемы будьте особо осторожны, на накопительном конденсаторе ОПАСНОЕ для жизни напряжение.

После испытаний схемы фотовспышка смонтирована в корпус из под упаковки автомобильных ламп.

Схема фотовспышкиФотовспышкаКорпус для фотовспышкиМонтаж фотовспышкиФотовспышка

С блоком вспышки планируется провести несколько экспериментов и сделать другие устройства.

Не выбрасывайте старые фото мыльницы, из них можно сделать полезные вещи. А если желание сделать что-то типа шокера остается, то вот вам направление на покупку необходимой детали.

Оригинал: https://sekret-mastera.ru/vtoraya_zhizn/fotovspyshka.html

Фотоаппараты из раннего СССР и середины века (они еще могут работать)

Вторая жизнь советского фотоаппарата

У многих людей дома остались ещё фотоаппараты советских времен. Сколько ностальгических событий связано с ними – всех и не перечислишь. Тем не менее, это была очень хорошая техника, которая позволяла реализовать свои цели, отправляясь далеко в глубинки.

Аппараты были неприхотливыми, при падении на камни они не разбивались. Поэтому они служили долгой и верной службой своим хозяевам.

Советский фотоаппарат "Арфо"

Советский фотоаппарат "Смена"

Советский фотоаппарат "Ломо"

В первой половине века появлялись советские фотоаппараты. Конструкции удачными и позволяли делать неплохие снимки. Так появился фотоаппарат "Смена", который выпускался на Ленинградском заводе.

Уже потом его назовут легендарным именем "Ломо". На Смене выросло не одно поколение людей, так как этот фотоаппарат производился до 1995 года. Самой удачной моделью была "Смена М 8".

К 70 м годам появились версии с пластмассовым корпусом, которые существенно уменьшали вес фотоаппарата, что делало камеру незаменимой в поездках. Было выпущено более 20 миллионов копий этого устройства.

В честь Дзержинского была названа модель "ФЭД"

Естественно, что разрабатывать технологии с нуля никто не собирался. Проще было ориентироваться на лидеров, которых было всего несколько. Одним из них была серия "Лейка" от немецкого производителя. За неё первым делом и взялись.

"ФЭДы" выпускались в огромном количестве д

о войны, около 16 тысяч экземпляров ежегодно сходило с конвейера завода.

Советский фотоаппарат "Любитель"

Советский фотоаппарат "Москва"

"Москва" был единственным фотоаппаратом, на котором можно было различить свое лицо, если на фотографии было около десяти человек. Аппарат имеет дрезденские корни, так как его перевезли вместе с предприятиями в Красноярск. Это была широкопленочная камера для групповых фотографий.

Советский фотоаппарат "Зоркий"

"Зоркий" всегда работал без батареек. Его металлическая прочная конструкция никогда не подводила, если сейчас поставить на него объектив, то вполне можно делать прекрасные снимки, не уступающие по качеству современным зеркальным моделям.

"Любитель" был легендарной фотокамерой с двумя объективами

Советский фотоаппарат "Горизонт"

Советский фотоаппарат "Комсомолец"

Советский фотоаппарат "Ленинград"

Советский фотоаппарат "Киев"

Советский фотоаппарат "Зенит"

Сколько событий осталось в стоп-кадре

Советский фотоаппарат "Турист"

Подробнее >>>

Оригинал: https://www.9111.ru/questions/777777777872746/

Использование старой оптики на современных фотокамерах

Вторая жизнь советского фотоаппарата

Фото, видео и аудиоЦифровые фотоаппараты продолжают падать в цене. Сегодня за скромные деньги можно купить профессиональную камеру 2-3 летней давности. Тем временем, цены на оптику устойчиво растут каждый год.

У многих из вас наверняка есть объектив от какого-нибудь старого «Зенита», который можно успешно использовать на современной камере. Сегодня мы расскажем, как это делается и что для этого нужно.

Вместо того, чтобы падать в цене с развитием технологий, прайс на современные объективы идет в ином направлении, возрастая на 5-10% каждый год. Хороший объектив стоит не менее 15 000 рублей, но зачастую – гораздо больше.

Брать объектив в аренду – хорошее решение для экспериментов с неизведанной оптикой, но весьма расточительное в том случае, если вы не зарабатываете фотографией. А качественная оптика может стоить от 1 000 до 15 000 рублей в сутки.

Использование «классических» объективов с ручной фокусировкой может оказаться отличной альтернативой для стесненного в средствах фотографа, желающего поэксперементировать. Более  того, если вы снимаете макро или занимаетесь предметной съемкой, старый объектив может дать результат ничуть не хуже того, который можно получить с помощью объектива за 15 тысяч рублей.

Взглянем на цены. Новый фикс-объектив Canon EF 35/2.0 стоит около 12 тысяч рублей, новый объектив Canon EF 85/1.8 стоит порядка 14 тысяч рублей. Чем лучше собрана оптика и чем больше уникальных элементов в ее конструкции применяется, тем она дороже.

Профессиональные зум-объективы вроде Nikon AF-S 24-70/2.8 продаются по цене примерно 55 тысяч рублей.  Cтарые объективы со схожими техническими характеристиками можной найти на барахолках за гораздо меньшие деньги.

Например, мне удалось купить объектив Калейнар 100/2.8 с байонетом Nikon F всего за 1100 рублей в отличном состоянии. Какой-нибудь полтинник Гелиос вообще можно купить рублей за 300. В общем, разница в цене огромна — тут ничего не попишешь.

Поэтому главная причина, по которой стоит использовать старую оптику — банальная экономия.

Каждый объектив спроектирован под собственный байонет. Байонет – отверстие на фотоаппарате, куда собственно объектив устанавливается. Разные производители занимаются выпуском собственных линеек оптики, и они традиционно не взаимозаменяемы. У Canon байонет называется EF, у Sony – A, у Nikon – F.

Производители идут на такой шаг осознанно – это позволяет помимо камеры продать и собственные объективы, "привязав" фотографа к своей системе, что называется, «обратив в свою религию». Ну а поскольку срок службы объектива значительно превышает срок службы камеры, то получается, что парк оптики переживет 4-5, а то и все 10 поколений камер.

Например, у меня до сих пор жив объектив Nikon 50/1.2 который покупался когда-то с пленочным механическим Nikon FM2.

Создание объективов компанией-производителем камеры исключает некорректную работу оптики с родными тушками и позволяет корректировать специфические искажения программно сразу же во время съемки. Обрастая оптикой, фотограф все более затруднен в переходе на камеры конкурента – всё нажитое годами попросту не будет работать на другой зеркальной системе.

Вместе с байонетом, каждый объектив создается таким образом, чтобы обеспечить определенную дистанцию между задней частью объектива и сенсором камеры. Это расстояние называется Flange Focal Distance или рабочий отрезок. Если расстояние между установленным объективом и сенсором не соответствует технически заявленному, объектив не сможет корректно фокусироваться на все расстояния.

Установка адаптера между объективом и камерой добавляет некоторое расстояние, таким образом, эффективный рабочий отрезок увеличивается. Если адаптер сильно увеличивает рабочий отрезок, задняя часть объектива становится сильно отдаленной от сенсора, что может породить проблемы с фокусировкой.

Наоборот, если задняя часть объектива слишком близко к зеркалу, он может испортить внутренние компоненты камеры и помешать ее работе.

Современные объективы Canon спроецированы под рабочий отрезок 44 мм. Таким образом, чтобы установленный на фотоаппарат Canon объектив работал корректно, его задняя часть должна находиться на расстоянии 44 миллиметра от сенсора. Объективы Nikon создаются под рабочий отрезок 46.5 мм.

Все эти объяснения в стиле Капитана Очевидность, кажутся примитивными, однако рабочий отрезок — ключевой фактор работы определенного объектива на определенной камере. Так как разница в рабочих отрезках между объективами Nikon и Canon составляет 2.5 мм, сделав переходное кольцо толщиной 2.

5 миллиметра, можно использовать объективы Nikon на тушке Canon!

Как видно, некоторые камеры наиболее приспособлены для работы с оптикой просто потому, что ими удобнее пользоваться с адаптерными кольцами. В общем, вы потратите значительно меньше времени, установив неспецифический объектив на камеру с более коротким рабочим отрезком, в данном случае – Canon.

Адаптер с оптики Nikon на камеры Canon достаточно дешев и прост. В принципе, изготовить его не составит никакого труда, если у вас есть друг с доступом к станкам с ЧПУ. Но еще проще будет купить такой – его цена составляет около 300 рублей. Обратная комбинация будет более сложной.

Вторая причина использовать классическую ручную оптику – это совершенно другое ощущение и опыт съемки. Съемка с ручным объективом отличается от съемки с автофокусной оптикой не только в процессе, но и в подходе.

Вы заметите, что используете значительно больше ракурсов и композиционных решений из-за того, что действия не могут быть выведены на автоматику, а каждый шаг нужно обдумать. Работы для получения кадра делается значительно больше, а это значит, что вы многому научитесь в непривычных для себя условиях.

Многие мои знакомые специально переводят свои объективы на режим ручной фокусировки, или намеренно снимают в черно-белом. И после таких этапов намеренного ограничения их фотографии неизменно выходили на качественно новый уровень.

Из-за того, что оптика, выпущенная десять и более лет назад для байонетов Nikon F и Canon EF, превосходно работает и на новых камерах, на них традиционно высокий спрос и некоторые образцы достать проблематично. Вместо этого стоит обратить внимание на старую оптику для байонета M42.

Эти объективы выпускаются с 1940 года и были весьма популярные в 80-е годы прошлого века. Но самое приятное – они производятся до сих пор, в частности, в России.

Байонет M42 использовался такими линейками камер, как Зенит, Praktica, Pentax, а в числе производителей оптики были даже Carl Zeiss и Voigtlander.

Байонет M42 отличается винтовой резьбой и характеризуется рабочим отрезком 45.5 мм. Исходя из описанного выше, вы можете с легкостью установить M42-объектив на камеру Canon, но его нельзя установить на фотоаппараты Nikon без проблем с фокусировкой.

То есть установить объектив, конечно, можно, однако он позволит фокусироваться лишь на близких расстояниях. Скажем, снять объект, находящийся на расстоянии 10 метров от камеры, с хорошей резкостью будет невозможно.

Есть вариант переходника с линзой, который позволяет фокусироваться на бесконечности, но дополнительная линза снижает разрешающую способность объектива и уменьшает светосилу.

Оптика M42 с резьбой не может устанавливаться на защелкивающиеся байонеты современных зеркальных фотоаппаратов – без адаптера не обойтись. Адаптерные кольца также достаточно дешевы и их можно найти в продаже на Amazon и многих других интернет-магазинах.

Если вы желаете использовать оптику, сконструированную под рабочий отрезок короче, чем на вашем фотоаппарате, простое металлическое кольцо-адаптер не даст желаемого результата. Если вы проигнорируете этот аспект  и установите объектив – получите тандем, который не сможет фокусироваться на дальние дистанции и на бесконечность.

Объективы M42 достаточно часто можно встретить в продаже, на eBay и даже на блошиных рынках. А некоторые Tilt/Shift объективы можно встретить по смехотворной цене, если сравнивать со стоимостью таких моделей от Canon. Например, новый объектив Zenitar-M 2,8/16 стоит около 5-6 тысяч рублей, что в разы дешевле аналогов Canon EF.

Объектив, установленный через адаптер, может работать только в полностью ручном режиме, автофокус и автоэкспозиция в данном случае недоступны.

Все потому, что переходное кольцо по-просту не снабжено электронным контактами для связи с камерой, а в объективе нет соответствующей начинки – фотоаппарат не сможет контролировать диафрагму и не догадывается, в фокусе ли сейчас изображение.

Поэтому для получения правильных фотографий придется прибегнуть к технике SDM (Stop-Down Metering).

  1. Переключите камеру в режим M. Если такого режима в вашем фотоаппарате нет, то мы приносим вам соболезнования за сломанную компактную камеру. Разрешите в настройках фотоаппарата снимать без объектива.
  2. Смотрите через видоискатель в процессе изменения диафрагмы. Вы заметите, что изображение будет становиться или ярче, или светлее, также вы заметите изменение глубины резкости – особенно это заметно при портретной съемке.
  3. Выберите ISO, подходящее для вашей сцены. ISO 100 – для съемки на солнце, не меньше 800 при съемке в помещении.
  4. Выставите выдержку, подходящую для вашего случая, чтобы избежать смазывания картинки. 1/60 с или 1/50 с – этого вполне достаточно для начала. Со штативом можно и больше.
  5. Как только ваш объект в фокусе, нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы заработал экспонометр и оценил освещенность сцены. Если он показывает, что света достаточно – можете снимать. Если много или мало – примите соответствующие меры.
  6. Оцените полученную картинку и скорректируйте настройки камеры. Съемка в RAW позволит вытаскивать детали в пересвеченных или недоэкспонированных кадрах.

После некоторого использования данной техники, вы сможете фокусироваться на разных диафрагмах и сможете выставлять необходимые настройки не задумываясь.

Немаловажный аспект ручной фокусировки – ее удобство. И тут нам нужно будет разобраться с таким понятием, как фокусировочный экран. Это небольшая пластинка из прозрачного пластика с нанесенными концентрическими кругами и прочей разметкой. Входящий в комплект поставки экран рассчитан для удобства работы системы фазовой автофокусировки вашей камеры.

Старая неавтофокусная оптика значительно лучше приспособлена для ручной работы – это сразу замечаешь, покрутив какой-нибудь мануальный объектив в цельнометаллическом корпусе – плавный и при этом точный контроль фокусировки, не в пример хлипким пластмассовым кольцам на китовых объективах.

Конечно, вы без труда заметите промах в резкости, но в остальном, фокусироваться вручную будет не так удобно, как традиционным способом или в режиме Live View.

Поэтому, если вы предпочитаете работать через оптический видоискатель, можно заменить стандартный фокусировочный экран на специально предназначенный для ручного наведения на резкость.

Изображение в видоискателе будет лучше приспособлено для контроля резкости вручную, зона резкости станет более отчетливой. Кроме того, в продаже можно найти специальные экранчики для пейзажной съемки с нанесенными композиционными линиями.

https://www.youtube.com/watch?v=PV43Woleeno

Современная камера со сменной оптикой имеет в себе сложнейшие компоненты, которые обеспечивают работу систем стабилизации, замера экспозиции, фокусировки и обработки сигнала.

Для полноценной работы ей необходима связь с объективом, чтобы брать из него информацию о съемке – диафрагме, выдержке, фокусном расстоянии.

  Другие характеристики также хранятся объективом – даже фокусное расстояние и состояние корпуса.

Начиная с 1987 года, с представлением объективов Canon EF с полностью электронной связью с камерой, объективы с процессорами постепенно отвоевывали место под солнцем у ручной оптики.

Но тут возникает еще одна проблема – даже используя хороший объектив, фокусировочный экран и технику съемки, при малейшем изменении условий освещения вам заново придется выставлять значения выдержки, вручную изменять диафрагму на объективе или менять ISO.

Фотолюбители-энтузиасты решили эту проблему, создав так называемый «одуванчик». Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции вашей зеркальной камеры.

Чип имитирует команды для полноценной работы фотоаппарата, а тушка «думает», что на нее установили родной объектив.

Работает подтверждение фокусировки, автоэкспозиция и так далее, но фокусировка остается ручной.

«Одуванчики» выпускают для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS, Nikon, Olympus, фотоаппаратов Micro Four Thirds, зачастую в комплекте с переходным кольцом и полностью готовыми к работе.

Последнее поколения чипов могут программироваться на вкус пользователя, проводить юстировку системы фазовой фокусировки вместе с данным объективом, а также менять изначально определенные параметры чипа.

Особого внимания заслуживают фотоаппараты Sony NEX, построенные на таких же APS-C сеносорах, как и зеркальные. В попытке сделать самую маленькую камеру со взрослым сенсором, конструкторы Sony спроектировали линейку NEX таким образом, что рабочий отрезок у них составляет 18 мм, и пространство для установки оптики тут широчайшее.

Фактически, создав переходное кольцо-адаптер, на NEX можно устанавливать любую оптику, что дает любителем широчайшую свободу действий.

В принципе, то же самое справедливо и для фотоаппаратов системы Micro Four Thirds – у них также небольшой рабочий отрезок, но спроектированы они  под матрицу с другим соотношением сторон, поэтому изначально сконструированная под пленочное разрешение Sony NEX будет выигрышнее.

В последней версии прошивки Sony реализовала возможность подключать старые объективы Minolta с фокусировочным мотором, но в контексте данной статьи нас это мало интересует. Используя переходные кольца Sony E-mount – M39, M42, T-mount — можно устанавливать любые старые объективы.

На форумах, посвященных продаже-покупке фотоаксессуров, можно встретить немало интересных объективов, которые распродают фотолюбители. Нас интересуют байонеты T2, M42, M42-M39, Zeiss C/Y, Leica R, Nikon F, Olympus OM, Pentax K, Minolta MD, Pentacon Six.

Почти все экземпляры старых мануальных объективов отличаются «звенящей» резкостью, немного измененной цветопередачей (старое оптическое стекло приобретает легкий желтоватый оттенок и может выдавать «пленочные» цвета), красивой зоной нерезкости и выразительным боке.

Мануальные объективы отличаются своеобразным боке. Кадр ниже снят объективом Carl Zeiss Jena MC Pancolar f1.

8-50mm

Тут хочется упомянуть объектив 40-2 85/1.5. Он отличается потрясающим овальным боке, которое как бы подкручивается кругами к центру.

К счастью, M42-объективов достаточно много. Есть и фикс-телеобъективы, и фишаи, и портретная оптика. Полный список мануальных стекол и технических характеристик можно посмотреть здесь. Ну а мы надеемся, что подкованные читатели FERRA, руководствуясь нашей статьей, найдут себе подходящий объектив и сделают много отличных фотографий и расширят свои фотографические навыки.

Оригинал: https://www.ferra.ru/review/multimedia/110922.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тратосфера