Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Содержание
  1. Ремонт якоря стартера
  2. Замена и ремонт якоря болгарки своими руками
  3. Устройство якоря
  4. Как проверить ротор на исправность
  5. Как разобрать
  6. Как восстановить
  7. Как починить, ремонт
  8. Ремонт обмоток ротора
  9. Ремонт коллектора
  10. Замена крыльчатки вентилятора
  11. Искрит ротор, причина, как исправить
  12. Как поменять
  13. Как почистить
  14. Как подобрать
  15. По размерам, для Бош
  16. Профилактика
  17. Как проверить исправность и выполнить ремонт якоря болгарки своими руками, пошаговая инструкция, видео
  18. Устройство якоря болгарки
  19. Как проверить якорь болгарки на исправность
  20. Стандартная диагностика
  21. Как проверить с помощью мультиметра
  22. : как проходит проверка
  23. Как проверить ротор болгарки с помощью лампочки
  24. Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)
  25. Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)
  26. Как отремонтировать якорь в домашних условиях
  27. Проточка коллектора
  28. Как перемотать якорь
  29. : Снимаем обмотку
  30. : Намотка влево и вправо
  31. Инструкция по пропитке (с учётом регулятора числа оборотов)
  32. Ремонт: Устранение пробоя изоляции
  33. Пайка пластин коллектора
  34. Гальваническое наращивание пластин коллектора
  35. Как поменять старый редуктор на новый
  36. : как снять и в чём могут быть трудности
  37. : Замена якоря
  38. У кого-нибудь есть опыт восстановления коллектора?
  39. Как шлифовать коллектор якоря перфоратора своими руками
  40. Как правильно отшлифовать поверхность коллектора
  41. Как центровать ротор в дрели перед шлифовкой
  42. Процесс шлифования коллектора
  43. Как зачистить пазы коллектора перфоратора
  44. Как контролировать состояние щеток

Ремонт якоря стартера

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

страница раздела Форум Почта

Основные неисправности якоря стартера:

Пробой изоляции
на массу

Во всех инструкциях, учебных пособиях указана
проверка  изоляции якоря при U=220V,  лампочкой 15-20 Вт.
Якорь считается неисправным, если горит лампочка. Но такое утверждение
спорно т. к. лампочка такой мощности загорается при сопротивлении
изоляции порядка 2 кОм, а поскольку, при работе стартера, якорю
достаётся половина напряжения питания (т.е. 6 В, при 12 В питания), то,
рассчитав по закону Ома мощность, теряемую при утечке тока через
изоляцию сопротивлением 2 кОм, можно убедиться, что она  настолько
незначительна, что на практике, к дальнейшему уменьшению сопротивления
не ведёт. Следовательно, якорь ( даже при сопротивлении изоляции 200
Ом) работает в стартере неотличимо от совершенно исправного.

Большую проблему создаёт короткое
замыкание обмоток на корпус якоря. Хорошо осмотрев выходы шинки или
провода из пазов якоря можно найти место пробоя, где была искра или
дуга.

Очистив это место, и проверив омметром сопротивление, необходимо
хорошо заизолировать место бывшего пробоя, например асбестом, и каплю
клея (типа "Секунда",  "Супермомент", "SuperGLUE", и т. п.

цианоакрилат, просочившись в асбест, клей встаёт практически мгновенно).

Если определить место замыкания не
удаётся, можно попробовать метод "50/50".

Обмотать коллектор якоря зачищенной медной проволокой (или другим
способом соединить все ламели вместе) и кратковременно подать
напряжение со сварочного аппарата на коллектор и массу якоря.  В
половине случаев, в месте замыкания проскакивает дуга и выгорает место
КЗ . После чего если место бывшего замыкания определено,  его нужно
заизолировать (см выше как), если же место неопределено, то пропитать
якорь пропиточным лаком (ГФ, бакелит) и просушить  при темп.
~150°C  (например в духовке газовой плиты). Если описанными способами избавиться от КЗ не удаётся, а якорь намотан
круглым проводом, и у Вас есть желание и терпение, то якорь можно
перемотать.

Межвитковое
замыкание обмоток якоря

Определить наличие межвиткового замыкания в якоре можно при помощи
прибора проверки якорей — ППЯ Нередко межвитковое замыкание обнаруживается на видимых участках
провода или шинки якоря: витки могут быть погнуты, смяты (т. е. прижаты
друг к другу), либо между ними могут быть какие либо токопроводящие
частицы (напр. протекший после пропайки припой). Если так, то
необходимо устранить эти замыкания, путём исправления помятостей шинки
или извлечения инородных тел, соответственно. Не всегда необходимо, но
желательно, после устранения замыкания пролачить. Также, замыкание может быть обнаружено между соседними ламелями
коллектора (напр. стружка после проточки и проч.)  Соответственно,
его также нужно удалить. *  поверхность ламелей, прилегающую к щёткам нельзя лаком
мазать!  :) Если обнаружить место замыкания не удаётся, то остаётся только один
вариант — перемотка якоря.

Распай
коллекторных выводов

Ухудшение контакта в месте пайки ведёт к выгоранию коллекторных пластин
и разрушению коллектора.
Главный этап пайки — зачистка спаиваемых поверхностей. ВСЕГДА ХОРОШО ПРОПАЯЕТСЯ, ЕСЛИ ХОРОШО ЗАЧИЩЕНО. Из петушков нужно вывести верхние провода обмотки.  Хороших
результатов
зачистки можно добиться с помощью бормашинки. Следует зачищать
внутреннюю поверхность петушка и провод в месте контакта с петушком.
После установки проводов обратно, в петушки, якорь нужно проверить на
ППЯ, не возникло ли межвитковое замыкание или пробой на корпус. 
Если
всё исправно — приступим к пайке. Паять лучьше всего припоем ПСР или чистым оловом. Для пайки якоря следует применять только неактивный флюс. Хорошо
подойдёт паяльный жир. Применение в качестве флюса хлористого цинка не
допускается, т. к. в дальнейшем от этого якорь пробъёт. Пайку производят массивным, хорошо прогретым паяльником, не менее чем
на 100 Вт. Спаиваемые детали необходимо прогревать так чтобы припой был
в жидкотекучем состоянии на всей спаиваемой поверхности 
одновременно,
и так чтобы застывал не менее чем за 2 — 3 секунды после того как будет
убран паяльник. Это необходимо для того, чтобы в момент остывания
припой втянуло в щели между спаиваемыми поверхностями, в противном
случае может оказаться так, что детали будут только облужены сверху, но
не качественно спаяны друг с другом. После пропайки следует протереть коллектор растворителем (бензин,
ацетон), проверить на ППЯ и проточить на станке, т. к после пайки
коллектор склонен коробиться. Ремонт торцевого коллектора мало чем отличается от ремонта
цилиндрического.Перед пропайкой следует проточить коллектор минимально
и в месте контакта шинок с ламелями ,сверлом 0,5- 08 мм засверлить по 2
отверстия на шину и между ними ,но не просверливая ламелю насквозь,.
иначе припой может протечь внутрь обмотки.Теперь надо промазать
коллектор нейтральным флюсом, лучше всего паяльный жир и паять хорошо
разогретым паяльником, так чтобы после отстранения паяльника капля была
в жидком состоянии 2-3 сек. Лучший припой ПСР или олово. Теперь надо
проточить коллектор соблюдая центровку с задним шипом, биение шипа не
более 0,05мм и прошлифовать нулевкой.Таким методом восстанавливались
якоря от МТЗ и нареканий небыло.

Износ коллектора.

Часто при разборке много поработавшего стартера обнаруживается
неравномерный износ коллекторных пластин, овальность коллектора, а
также смещение коллектора относительно оси вала (также вследствие
неравномерного износа поверхности коллектора), выступание изоляции в
зазоре между ламелями.

.  Любая из этих неисправностей ведёт к
износу щёток и катастрофическому, в дальнейшем износу самого 
коллектора. Во всех этих случаях щётки неплотно прилегают к коллектору,
возникает дуга, сжигающая пластины, поэтому необходима проточка
коллектора на токарном станке.

При установке якоря в центра токарного станка, необходимо наблюдать за
центровкой шипа. Отклонение не должно превышать 0,05 мм. 

В случае
износа и коллектора, и шипа, следует проточить шип "как чисто" и
коллектор за одну установку в станке.

  Протачивать шип можно до
размера -0,2 мм от внутреннего размера ремонтной втулки, поскольку во
время запрессовки втулка сжимается. Это предельно возможный размер
проточки шипов якоря.

В случае запредельного износа можно нарастить
конец шипа химическим или гальваническим методом нанесения металла.

После проточки коллектор необходимо продорожить, т. е. удалить стружку,
грязь и  изоляцию
между ламельными пластинами на глубину не менее 0,5 мм. Сделать это
можно при помощи специального выточенного крючка, например из
ножовочного полотна, или при помощи плоского бора.
Затем отшлифовать наждачной бумагой, затем можно отполировать пастой ГОИ

*на
новых отечественных стартерах
коллектор на заводе дорожить не удосуживаются, отсюда и сроки
эксплуатации снижаются многократно.

Как можно восстановить коллектор с выгоревшими ламелями


по автоэлектрике

вверх

Сайт управляется системой uCoz

Оригинал: http://icark.narod.ru/autoelectr/rotor.htm

Замена и ремонт якоря болгарки своими руками

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Болгарка широко применяется как в быту (ремонтные работы дома, на даче), так и в производственной деятельности (строительство, производственные мастерские).

Какая бы не была у УШМ надежная конструкция, во время эксплуатации некоторые узлы и детали выходят из строя.

Поломка якоря, работающего в достаточно жестких условиях, часто является причиной отсутствия нормального функционирования электропривода. Способы ремонта или замены якоря рассматриваются в статье.

Устройство якоря

Якорь (ротор) вместе со статором входят в конструкцию асинхронного коллекторного двигателя, используемого в качестве электродвигателя в болгарках.

Если статор выполнен в виде неподвижного элемента, то ротор как раз вращается, передавая крутящий момент на шпиндель болгарки.

Поэтому вал с подшипниковыми опорами на концах лучше всего соответствует выполняемым ротором задачам.

На валу закрепляется металлический сердечник с пазами, в которые укладывается медная проволока по специальной схеме намотки. Образованные таким образом катушки создают вместе с катушками статора электромагнитное поле, которое заставляет ротор вращаться.

Схема работы болгарки.

Источник здесь

На валу устанавливается коллектор, собственно дающий название этому виду электропривода. Он представляет собой набор медных пластинок (ламелей), к которым припаиваются концы катушек якоря. С коллектором соприкасаются щетки статора, что создает замкнутую электрическую цепь, в которую соединены все составляющие электрической части болгарки.

Как проверить ротор на исправность

Мультиметр Зубр.

Фото 220Вольт

Объем ремонтных работ позволяет определить грамотная диагностика повреждений ротора.

Специфика образования дефектов, которые больше всего появляются при перегреве болгарки при длительной работе на повышенных нагрузках, позволяет определить их визуально.

Горелая электрическая изоляция оставляет обугливающиеся следы в местах повреждений катушек или на ламелях коллектора. Обрывы проводов, вздувшиеся ламели коллектора также можно увидеть после внимательного внешнего осмотра.

Если визуальным осмотром не удалось определить неисправности или возникли сомнения, диагностику проводят прозвонкой электрической цепи с помощью приборов.

Здесь пробой на корпус или обрыв провода можно обнаружить мультиметром, а межвитковое замыкание индикатором короткозамкнутых витков или на специальном устройстве для проверки наличия короткого замыкания витков.

Как разобрать

После проведенного диагностирования принимается решение о замене или ремонте ротора. Старую, вышедшую из строя обмотку меняют на новую.

Как подготавливается ротор к данной технологической операции показано в следующем видео. При удалении сгоревшей обмотки не следует забывать снимать ее параметры: схему и направление обмотки, количество витков.

Принимается решение по выбору диаметра проволоки для новой обмотки.

Как восстановить

В следующем видео автор пытается устранить производственный брак на модели «китайского» производителя. Большой зазор между внутренней обоймой подшипника и посадочным местом на валу — причина быстрого выхода из строя болгарки.

предлагает восстановить нужный размер вала с помощью технологии сварочной наплавки. Конечно, как эффективная, такая мера вызывает сомнение.

Длительное время такой подшипниковый узел работать не будет, но как выход из положения в некоторых случаях может иметь место.

Как починить, ремонт

Ротор в отличие от статора, основным элементом которого является обмотка, имеет более сложную конструкцию. Кроме намотанных в пазы сердечника катушек, в его сборку входят подшипниковые узлы, коллектор, вентилятор и собственно сам вал. Это увеличивает количество вариантов неисправностей, а значит отремонтировать ротор несколько сложнее, чем статор.

Ремонт обмоток ротора

В следующем видео описан ремонт ротора по наиболее частой неисправности электрической части — повреждение обмотки. кратко описывает последовательность операций ремонта обмоток ротора: от диагностики до самой перемотки и пропитки.

Важно: автор указывает на контрольную проверку приборами правильности выполнения каждой операции там, где это необходимо.

Ремонт коллектора

Дефект, который устраняется в следующем видео, а именно отрыв ламелей коллектора, при целых обмотках ротора встречается не так часто. Однако, автор с блеском выполняет его в домашних условиях. Вместо отсутствующих ламелей изготавливаются новые из медной проволоки методом холодной ковки.

После пайки и приклеивания ламелей, убираются слесарным путем все наплывы, и окончательная доводка поверхности коллектора производится оригинальным методом, предложенным автором.

Далеко не всегда в домашних условиях найдется токарный станок, поэтому якорь собирается по месту своего прямого назначения (в болгарку), где вместо щеток устанавливается инструмент для обработки ламелей коллектора.

Он представляет собой подогнанные по размеру деревянные бруски, на которые прикрепляется шлифовальная шкурка. Усилие обработки создается затягиванием на определенную величину поджимающей брусок заглушки.

Привод ротора осуществляется через шпиндель другой болгаркой.

Таким образом, меняя несколько раз шлифовальную шкурку, добиваются идеально ровной и полированной поверхности коллектора после замены ламелей.

Замена крыльчатки вентилятора

В следующем видео на роторе разбита ступица металлической крыльчатки после попадания в нее постороннего предмета. нашел выход из положения, собрав новую крыльчатку из поломанной и другой, взятой со сгоревшего ротора перфоратора.

На самодельном приспособлении из дрели и тисков с крыльчатки из перфоратора (пластмассовая), насаженной на ротор, острым ножом были отрезаны лишние элементы, то есть осталась только ступица. Далее на ступицу была приклепана поврежденная крыльчатка.

При вращении, с помощью привода, дрелью, опорой на подшипнике в тисках и напильника, на собранной новой крыльчатке было выставлено требуемое радиальное и торцевое биение.

Искрит ротор, причина, как исправить

Основные причины, вызывающие повышенное искрение во время работы болгарки.

  • Износились щетки. Следует их заменить, иногда для достижения результата вместе со щеткодержателем и поджимающей пружиной.
  • Обрывы, замыкания в обмотке ротора. Устранить сильное искрение поможет замена якоря или перемотка новой обмотки. В видео замена якоря и щеток создает нормальные условия для функционирования щеточно-коллекторного узла.
  • Неисправности в обмотке статора могут служить причиной искрения. Здесь по аналогии с якорем следует заменить обмотку статора или сам статор.
  • Скопление графитовой пыли на ламелях или между ними. Регулярная чистка ламелей наждачной бумагой и уборка графита между ними сделают невозможным образование дополнительных условий для появления искры.
  • Щетки могут быть установлены неправильно по отношению к поверхности коллектора и как следствие создаются условия для образования большого количества графитовой пыли. Устранить можно правкой сместившихся щеток.
  • При перегреве на коллекторе образуется нагар, что создает условия для плохого контакта щеток с ламелями и увеличения искрообразования. Необходимо чистить поверхность коллектора наждачной бумагой с мелким зерном, после чего полировка на войлочном круге сделает работу щеточно-коллекторного узла эффективной.
  • Механические нарушения, вызванные отклонением от технических требований к конструкции болгарки. Большинство из них устраняется как, например, в видео проточкой на токарном станке.

Как поменять

Замена ротора на новый часто применяется при ремонте болгарок. Так в случае сгоревшей обмотки далеко не каждый способен выполнить ее качественную перемотку. Однако для достижения успешного результата при таком способе ремонта следует знать компоновочную конструкцию и схему электрической части ремонтируемой модели.

В следующем видео автор демонстрирует замену якоря на болгарке модели Макита. Конструкция этой болгарки позволяет без особых проблем выполнить сборку и разборку. В данном случае пришлось применить ударный инструмент (молоток) лишь при выпрессовке ротора легкими ударами из нижней обоймы подшипника, находящегося в крышке корпуса редуктора.

Замена якоря в небольшой болгарке модели Интерскол имеет свои особенности, которые показаны в следующем видео. Здесь в сборочный узел ротора входит металлическая пластина, при помощи которой двумя винтами производится крепление ротора к корпусу редуктора. Открутив/закрутив эти два винта, можно разобрать/собрать полностью весь узел ротора вместе со всеми его комплектующими.

При замене ротора на большой болгарке модели Интерскол 230 в следующем видео, автор делится опытом съема ротора из корпуса редуктора.

Конструкция корпуса редуктора (наличие ребер) не дает возможности полноценно воспользоваться ключом для откручивания прижимной ведущей шестерни гайки. Поэтому он используется лишь в качестве стопора для фиксации граней гайки.

Завернутый в полотно сердечник ротора (в целях сохранения его от повреждений) вставляется в тиски. В таком положении редуктор вращается в направлении раскручивания гайки, происходит освобождение крепления ротора.

В руки опытного мастера попала болгарка модели Бош (следующее видео) после дилетантского ремонта прежнего хозяина. Анализ повреждений ротора приводит к выводу о его замене. Новый ротор после проточки коллектора вполне способен заменить вышедший из строя. После замены болгарка модели Бош работает в нормальном режиме.

Как почистить

Состояние коллектора существенным образом влияет на срок службы щеток, значительно снизит искрообразование, что сделает работу болгарки на параметрах близких к номинальным. Для чего необходимо регулярно производить его чистку.

Один из вариантов технологии чистки коллектора показан в следующем видео.

В качестве расходных материалов и инструментов используются доступные:

  • наждачное полотно с абразивными числами 1000 и 2000;
  • войлочный круг с цилиндрическим хвостовиком;
  • шуруповерт или дрель;
  • паста ГОИ;
  • игла;
  • надфиль;
  • небольшая щетка.

Технология проведения операций достаточно проста. Важно: не забывать снимать фаски на ламелях, собственно для чего здесь и нужен надфиль.

Как подобрать

Новый ротор при замене должен соответствовать параметрам прежнего неисправного. Если на фирменных болгарках (Макита, Бош и других) ротор в специализированных магазинах легко подобрать по наименованию модели, то для болгарки «китайского» производства существует большой риск сделать ошибку.

Рекомендации как подобрать, какие размеры являются главными для поиска, предложены в представленных далее видео.

Первый основной размер — наружный диаметр сердечника ротора. Другие важные параметры: посадочные диаметры подшипников, общая длина ротора, линейное расстояние между внутренними сторонами подшипников.

Все указанные размеры можно измерить штангенциркулем. Обычно этих параметров хватает, чтобы на сайтах интернет-магазинов найти нужный ротор.

Важно: следует учитывать при поиске вариант крепления ведущей шестерни (шпонка, шлицы или гладкая посадка с фиксацией стопорным кольцом).

По размерам, для Бош

При подборе якоря для болгарки Бош на сайтах интернет-магазинов необходимо, кроме модели, знать номер детали по каталогу. Он представляет собой 10-значный код. На сайте присутствует раздел «схемы и деталировки», куда можно перейти, нажав название модели Бош, и ввести код. В открывшейся схеме находится искомый якорь.

Если имеются затруднения в наличии данных для поиска, следует снять размеры с якоря, подлежащего замене.

Далее в разделе «поиск» вводится следующая информация:

  • производитель, например, Бош;
  • наружный диаметр сердечника;
  • номинальный диаметр посадки ведущей шестерни, ее тип;
  • линейные габариты ротора.

При наличии достаточно большого количества вариантов вводятся дополнительные параметры: длина сердечника, расстояние межу подшипниками и другие.

Профилактика

Ротор болгарки за время интенсивной эксплуатации подвержен воздействию абразивных частиц, которые проникают внутрь через вентиляционные каналы.

Электрическая изоляция обмоток уничтожается под ударами, особенно сильно, металлического абразива. Проволока обмоток также уменьшается в диаметре.

В конечном итоге это приводит к обрыву или межвитковому замыканию проволок внутри катушек.

Однако, вовремя проведенные профилактические работы могут продлить период эксплуатации болгарки. В следующем видео показана технология проведения такого ремонта.

Для чего старая подпорченная изоляция с помощью монтажного очистителя убирается с поверхностей обмоток, находящихся на торцах сердечника ротора.

Сжатым воздухом производится продувка мест обработки, после чего выполняется покрытие акриловым лаком.

Окончательно электрическая изоляция заканчивается нанесением эпоксидного клея. Наплывы от клея на сердечнике удаляются механическим путем с помощью напильника и сверлильного станка. Ротор после такой профилактики еще некоторое время будет достаточно эффективно работать.

Разделы: Ремонт болгарок своими руками, Якоря болгарок

Оригинал: https://kovka-svarka.net/kuznechnoe-delo/zamena-i-remont-iakoria-bolgarki/

Как проверить исправность и выполнить ремонт якоря болгарки своими руками, пошаговая инструкция, видео

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Якорь болгарки больше всех узлов подвергается температурным, механическим и электромагнитным нагрузкам. Поэтому он является частой причиной отказа работы инструмента, и как следствие, часто нуждается в ремонте. Как проверить якорь на работоспособность и починить элемент своими руками — в нашей статье.

Устройство якоря болгарки

Якорь двигателя болгарки представляет собой токопроводящую обмотку и магнитопровод, в который запрессован вал вращения. Он имеет на одном конце ведущую шестерню, на другом коллектор с ламелями. Магнитопровод состоит из пазов и мягких пластин, покрытых лаком для изоляции друг от друга.

Схема якоря болгарки

В пазы по специальной схеме уложены по два проводника якорной обмотки. Каждый проводник составляет половинку витка, концы которого попарно соединяются на ламелях. Начало первого витка и конец последнего находятся в одном пазу, поэтому они замкнуты на одну ламель.

Ламели коллектора

Как проверить якорь болгарки на исправность

Виды неисправностей якоря:

  1. Обрыв токопроводников.
  2. Межвитковое замыкание.

  3. Пробой изоляции на массу — это замыкание обмотки на металлический корпус ротора. Происходит из-за разрушения изоляции.
  4. Распайка коллекторных выводов.
  5. Неравномерный износ коллектора.

Если якорь неисправен, происходит перегрев двигателя, оплавляется изоляция обмотки, витки коротко замыкаются. Отпаиваются контакты, соединяющие обмотку якоря с пластинами коллектора. Прекращается подача тока и двигатель перестаёт работать.

Виды диагностики якоря:

  • визуально;
  • мультиметром;
  • лампочкой;
  • специальными приборами.

Стандартная диагностика

Прежде чем взять прибор для диагностики, осмотрите якорь. На нём могут быть повреждения. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах.

Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками.

Ламели имеют загнутые края, называемые петушками, для соединения с обмоткой.

Петушок ламели

Из-за нарушения этих контактов ламели выгорают.

Выгорание ламели

Другие повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины. Между ламелями может скапливаться графит от щёток, что тоже указывает на короткое замыкание.

Загнутые пластины коллектора

Как проверить с помощью мультиметра

  • Поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними ламелями. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками.

    Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет.

    Диагностика обмотки якоря мультиметром

  • Определение пробоя на массу делается в случае отсутствия обрыва обмотки. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной по очереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое. То же проделайте с ротором. Один щуп соедините с железным корпусом ротора, а другой перемещайте по ламелям.

: как проходит проверка

Если у вас нет тестера, воспользуйтесь лампочкой с напряжением 12 вольт мощностью до 40 Вт.

Как проверить ротор болгарки с помощью лампочки

  • Возьмите два провода и соедините их с лампой.
  • На минусовом проводе сделайте разрыв.
  • Подайте на провода напряжение. Концы разрыва приложите к пластинам коллектора и прокрутите его. Если лампочка горит, не меняя яркости, значит, короткого замыкания нет.
  • Проведите тест замыкания на железо. Соединяйте один провод с ламелями, а другой с железом ротора. Потом с валом. Если лампочка будет гореть, значит, есть пробой на массу. Обмотка замыкает на корпус ротора или вал.

Эта процедура аналогична диагностике мультиметром.

Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)

Попадаются якоря, у которых не видно проводов, подсоединённых к коллектору из-за заливки непрозрачным компаундом или из-за бандажа. Поэтому трудно определить коммутацию на коллекторе относительно пазов. Поможет в этом индикатор короткозамкнутых витков.

Икз в корпусе

Этот прибор имеет небольшие размеры и прост в эксплуатации.

Устройство ИКЗ

Сначала проверьте якорь на отсутствие обрывов. Иначе, индикатор не сможет определить короткое замыкание. Для этого тестером измерьте сопротивление между двумя соседними ламелями. Если сопротивление превышает среднее хотя бы в два раза, значит, есть обрыв. При отсутствии обрыва переходите к следующему этапу.

Регулятор сопротивления позволяет выбрать чувствительность прибора. У него имеются две лампочки: красная и зелёная. Настройте регулятор так, чтобы красная лампочка начала гореть.

На корпусе индикатора есть два датчика в виде белых точек, расположенных на расстоянии 3 сантиметра друг от друга. Приложите индикатор датчиками к обмотке. Медленно крутите якорь.

Если загорится красная лампочка, значит, есть короткое замыкание.

Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)

Прибором проверки якорей определяют наличие межвиткового замыкания обмотки. Дроссель представляет собой трансформатор, у которого есть только первичная обмотка и вырезан магнитный зазор в сердечнике.

Схема прибора проверки якорей

Когда мы кладём ротор в этот зазор, его обмотка начинает работать как вторичная обмотка трансформатора. Включите прибор и положите на якорь металлическую пластину, например, металлическую линейку или ножовочное полотно.

Если имеется межвитковое замыкание, от местного перенасыщения железа пластина будет вибрировать либо намагничиваться к корпусу якоря. Поворачивайте якорь вокруг оси, перемещая пластину так, чтобы она лежала на разных витках.

Если замыкания нет, то пластина будет свободно перемещаться по ротору.

Прибор проверки якорей

Как отремонтировать якорь в домашних условиях

Из-за якоря происходит треть поломок шуруповёрта. При каждодневном интенсивном режиме работы неисправности могут возникнуть уже в первые полгода, например, при несвоевременной замене щёток. При щадящем использовании шуруповёрт продержится год и более.

Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор.

Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях.

Лучше его заменить или отнести в мастерскую.

Проточка коллектора

Со временем на коллекторе образуется выработка от щёток.

Чтобы от неё избавиться, необходимо:

  • Проточить коллектор, используя резцы для продольного обтачивания, то есть проходные резцы.

    Проходной прямой резец

  • Ещё нам необходим обратный конус для центрирования по подшипнику. Сделайте в нём отверстие до 8 мм.

    Обратный конус

  • Так как медь тягучая, отрегулируйте станок на количество оборотов от 600 до 1500 в минуту.
  • Первичная подача по половине деления. Когда резец слегка коснётся изделия, произведите продольную проточку всего коллектора. По образовавшемуся блестящему рисунку вы увидите состояние ламелей, все неровности поверхностей.
  • Если коллектор ровный, то проточка будет равномерной.
  • Если есть ямки, то продолжайте проточку, пока поверхность не выровняется.
  • Для последнего прохода нужно подать резец на одну четвёртую от деления.
  • Для полировки возьмите наждачную бумагу с тысячной зернистостью и включите станок так, чтобы якорь вращался в ту сторону, в которую вращается во время работы.

Не забудьте очистить ротор от стружки, чтобы не произошло замыкания.

Как перемотать якорь

Перед тем как разобрать якорь, запишите или зарисуйте направление обмотки. Оно может быть влево или вправо. Чтобы его определить правильно, посмотрите на торец якоря со стороны коллектора.

Наденьте перчатки, возьмите острые кусачки или ножовку по металлу. Удалите лобовые части обмотки. Коллектор нужно почистить, а снимать необязательно.

Аккуратно, не повреждая пазовые изоляторы, выбейте стержни оставшихся частей обмотки с помощью молотка и металлического зубила.

: Снимаем обмотку

Надфилем, не повреждая плёнки изолятора, удалите остатки пропитки. Посчитайте проводники в пазу. Высчитайте число витков в секции и измерьте диаметр провода. Нарисуйте схему. Нарежьте из картона гильзы для изоляции и вставьте их в пазы.

: Намотка влево и вправо

После намотки сварите выводы секций с петушками коллектора. Теперь проверьте обмотку тестером и индикатором короткого замыкания. Приступайте к пропитке.

Инструкция по пропитке (с учётом регулятора числа оборотов)

  • Убедившись в отсутствии проблем, отправьте якорь в электродуховку на прогрев для лучшего протекания эпоксидной смолы.
  • После прогрева поставьте якорь на стол под наклоном для лучшего растекания по проводам. Капните смолой на лобовую часть и медленно крутите якорь. Капайте до появления клея на противоположной лобовой части.

    Пропитка под наклоном

  • Расположите якорь горизонтально и капайте на обе лобовые части. Крутите якорь до потери текучести.
  • Оставьте в вертикальном положении до полной полимеризации.

    Сушка якоря на воздухе до полимеризации

В конце процесса слегка проточите коллектор. Балансируйте якорь при помощи динамической балансировки и болгарки. Теперь проточите окончательно на подшипнике. Необходимо прочистить пазы между ламелями и отполируйте коллектор. Сделайте окончательную проверку на обрывы и замыкания.

Особенность обмотки для болгарок с регулируемым числом оборотов в том, что ротор намотан с запасом мощности. Плотность тока влияет на число оборотов. Сечение провода завышено, а количество витков занижено.

Ремонт: Устранение пробоя изоляции

Если пробой изоляции был небольшой и вы его нашли, необходимо очистить это место от нагара и проверить сопротивление. Если его значение нормальное, заизолируйте провода асбестом. Сверху капните быстросохнущим клеем типа «Супермомент». Он просочится через асбест и хорошо заизолирует провод.

Если вы так и не нашли место пробоя изоляции, то попробуйте аккуратно пропитать обмотку пропиточным электроизоляционным лаком. Пробитая и непробитая изоляция пропитается этим лаком и станет прочнее. Высушите якорь в газовой духовке при температуре около 150 градусов. Если и это не поможет, попробуйте перемотать обмотку или поменять якорь.

Пайка пластин коллектора

Ламели установлены на пластмассовую основу. Они могут быть стёрты до самой основы. Остаются только края, до которых щётки не достают.

Стёртые ламели

Такой коллектор можно восстановить методом пайки.

  • Из медной трубы или пластины нарежьте необходимое количество ламелей по размерам.
  • После того как зачистили якорь от остатков меди, припаивайте обычным оловом с паяльной кислотой.
  • Когда все ламели припаяны, сделайте шлифовку и полировку. Если нет токарного станка, воспользуйтесь дрелью или шуруповёртом. Вставьте вал якоря в патрон. Сначала отшлифуйте напильником. Потом отполируйте нулевой наждачной бумагой. Не забудьте прочистить пазы между ламелями и измерить сопротивление.
  • Бывают не до конца повреждённые ламели. Чтобы их восстановить, необходимо провести более тщательную подготовку. Слегка проточите коллектор для очистки пластин.

    Повреждённая пластина коллектора

  • Место под пластиной нужно расширить бормашиной осторожно, чтобы не снять большой слой изолятора.

    Расширяем место бормашиной

  • Найдите два куска медного провода такого размера, чтобы они плотно улеглись в образовавшийся паз. Очищенные провода уложите в паз и облудите.
  • Сделайте заготовку ламели из меди. Она должна плотно входить в паз и быть выше существующих ламелей, чтобы легче паять.

    Заготовка ламели в пазу

  • Облудите заготовку так, чтобы было много припоя. Она плотнее будет сидеть в пазу. Уложите заготовку в паз и приложите к ней паяльник. Держите его, пока припой не расплавится.

    Припаянная заготовка

  • Лишнее сточите напильником, отшлифуйте и отполируйте.

Если коллектор был изношен полностью, то после пайки его хватит не более, чем на месяц активного использования. А не до конца повреждённые пластины после такого ремонта выдерживают несколько замен щёток и не выпаиваются.

Гальваническое наращивание пластин коллектора

Восстановленная медь очень твёрдая. Срок службы коллектора как у нового. Гальваническим наращиванием можно восстановить как полностью стёртый коллектор, так и частично повреждённые пластины.

Полностью изношенный коллектор

Качество восстановления будет одинаковым.

Повреждены отдельные пластины

  • Хорошо зачистьте всю поверхность коллектора, включая изолятор между ламелями.
  • Намотайте оголённый медный провод диаметром около 0,2 миллиметра.
  • Обмотайте скотчем вал якоря, а коллектор с торца намажьте пластилином, чтобы медь не разрасталась там, где не надо. И чтобы на железо не попал электролит.
  • Для ванночки отрежьте пол пластиковой бутылки. На вал намотайте изоленту так, чтобы она плотно держалась в горлышке бутылки. Вставьте якорь в бутылку.
  • Возьмите кусок медной шины. Её размер в два раза больше наращиваемой поверхности. Сверните её спиралью и поместите в бутылку.
  • Подключите источник питания минусом к восстанавливаемой поверхности, а плюсом к шинке. Полтора ампера тока на один квадратный дециметр раствора. Если коллектор отделён от вала, обмотайте его проволокой и подвесьте в банке на какой-нибудь перекладине, чтобы электролит касался только изношенной части ламелей. Подключите последовательно лампочки разной мощности, чтобы регулировать силу тока и предотвращать короткое замыкание на сосуде. Через 24 часа получается восстановленный коллектор.

    Восстановленный коллектор до обработки

  • Коллектор необходимо проточить и разделить пластины бормашиной или ножовочным полотном. В конце протестируйте коллектор на отсутствие замыканий между пластинами.

    Доработка коллектора

Составные части электролита:

  1. Медный купорос — 200 г.
  2. Серная кислота 1,84 — 40 г.
  3. Спирт — 5 г. Его можно заменить тройным количеством водки.
  4. Кипячёная вода — 800 мл.

Как поменять старый редуктор на новый

Болгарки отличаются размерами, мощностью, производителями, но принцип компоновки комплектующих одинаковый. Новый якорь двигателя болгарки подбирается строго в соответствии с моделью вашего инструмента.

  • После откручивания всех крепёжных болтов кожуха, корпуса и редуктора вынимаем редуктор с якорем из корпуса. Обычно редуктор и якорь жёстко крепятся друг к другу. Чтобы их разъединить необходимо разобрать редуктор.

    Редуктор с якорем

  • Открутите болты крепления.
  • Вал ротора прикручен к корпусу редуктора гайкой. Открутите её. Снимите шестерню.
  • Далее, идёт подшипник. Чтобы его снять, иногда достаточно постучать деревянным бруском по корпусу редуктора. Но чаще всего прикипевший подшипник не снимается без некоторых хитростей. Между крыльчаткой и подшипником стоит пластина, которая прикручена двумя болтами к редуктору. Чтобы до них добраться, отломите кусок пластмассовой крыльчатки или разогретым гвоздём прожгите два симметричных отверстия. Второе отверстие необходимо для балансировки, если вы не собираетесь менять крыльчатку.
  • Открутите оба болта, постучите деревянным бруском по корпусу редуктора, и якорь отсоединится от него. При этом подшипник останется на валу. Снимите съёмником все подшипники с вала.

: как снять и в чём могут быть трудности

Новый подшипник посадите в корпус редуктора со стороны ротора. Прикрутите пластину, из-за которой была сломана крыльчатка. Внутрь корпуса вставьте шестерню и наживите гайку так, чтобы она вошла в пазы шестерни. На новый якорь наденьте крыльчатку, вставьте якорь в корпус редуктора. Закрутите гайку.

: Замена якоря

Ремонт якоря болгарки занимает много времени. Но у вас есть выбор. Вы можете просто поменять его на новый или отдать мастерам.

наш канал в Яндекс.Дзен

  • : Наталья Панкова
  • Распечатать

Оригинал: https://legkovmeste.ru/poleznye-sovety/proverka-remont-i-zamena-yakorya-bolgarki-svoimi-rukami.html

У кого-нибудь есть опыт восстановления коллектора?

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками Уважаемый посетитель! Вы находитесь в архиве старого форума сайта mastergrad

DMU
(Москва)
26 окт. 2005
13:53:22
У знакомого на работе ухлопали Dremel 395, он мне ее и отдал — хошь чини, хошь выкидывай. Машинка в идеальном состоянии (визуально во всяком случае) за исключением одной вылетевшей ламели коллектора.

Якорь целиком залит лаком, но два проводочка от обмотки видны и в принципе можно в ламели зажать, но вот как и чем саму ламель на место присобачить? Сервис дал свой приговор — половина цены новой машинки + под заказ через месяц (только стоим-ть якоря), т.е. отпадает.

Кто-нибудь занимался подобной операцией? Или время не тратить?

Georgi61
(Россия)
26 окт. 2005
14:00:48
Ну давай чинить вместе, у меня болгарка B&D с ротором в таком же состоянии ламель выбило — племянник отдал. Я уже разобрался и придумал как это возможно сделать, осталось только найти хороший термоклей по металлу.

Купил эпоксидку и поксипол серый — этот держит 120 град написано. На эпоксидку термосвойств не нашел , может знаешь? Вот стою перед выбором чем лучше клеить?

Alex21
(г. Волжский Волгоградской области)
26 окт.

2005
14:14:45

2DMU: Сходите не в сервис, а в электроремонтную мастерскую — там вам смогут заменить коллектор, а не якорь целиком. Правда при условии, что смогут подобрать с нужными размерами.
DMU
(Москва)
26 окт.

2005
14:14:53

Я думаю, что одним клеем нам не обойтись :-( Очевидно придется точить что-то типа хомутиков из фторопласта или подобного материала (чтобы был и изолятором и температуру держал). А хомутики ставить внатяг по переднему и заднему обрезу ламелей, так чтобы щеткам не мешались. Обороты то нешуточные (у меня т.е.

у Дремел до 33 тыс)

ASDF
(Подольск)
26 окт. 2005
14:42:49
Зачем фторопласт? Он не крепкий и текучий, порвется еще. IMHO, лучше из текстолита хомуты выточить.
DMU
(Москва)
26 окт.

2005
14:55:55

2ASDF: А как текстолит к температуре относится? 2Alex21: Я думаю, что подобная работа будет стоить недешево, точнее те же деньги. Да и подобрать коллектор с тем же диаметром, количеством ламелей и той же посадкой… Хотя можно попытаться найти сгоревший якорь от дремеля и снять оттуда коллектор.

Нука-нука, господа мастера, а кто здесь коллекторы менял? Какая технология?

Alex21
(г. Волжский Волгоградской области)
26 окт. 2005
15:07:17
2DMU: Мне коллектор на дрели меняли в нашем Электроремонтном цехе. Заказывать новый правда пришлось на стороне — с Ростова привезли. За все взяли 150 рэ. Правда потом все-таки пришлось и обмотки перематывать — еще 300 рэ. ***Какая технология?***

Отцепили провода от старого коллектора, прогрели его газовой горелкой, спрессовали. Напрессовали новый. Прицепили на место провода. Все, собст-но.

BlackJohn
(Russia)
26 окт. 2005
15:20:19
Пробовал когда-то очень давно сделать такое на кофемолке. Прокладочки к ламели из сетклотекстолита, на эпоксидку и потом на токарном станке проточить чуток, чтобы ровно было. Хватало минут на 20 работы, после чего ламель вылетала нафиг. Может быть, если какой-нибудл супер-пурер клей использовать, то лучше будет, но, имхо, при таких оборотах все равно вынесет эту вклеенную ламель.
DMU
(Москва)
26 окт. 2005
15:52:45
2Alex21: Ну сорвать старый коллектор я, наверное, съемником смогу, а вот напрессовать как? Коллектор на взгляд из какого-то синтетического материала. А как в заводских условиях крепятся ламели, кто знает?
Georgi61
(Россия)
26 окт. 2005
15:56:52
DMU Всё будет зависеть от аккуратности и качества исполнения. Во первых надо выточить ламель очень точно из меди. Все там обезжиреть и вклеить так чтобы нигде не коротнуло. Никакие вставки делать не следует т.к. они только ослабят прочность конструкции. Там должны быть кольца вот подних и надо попихнуть на заранее нанесенный клей эту ламель чуть изогнутую и после ударами её выпрямить и она туда залезет, или даже лучше вдавить — медь мягкая. После этого промерить на коротыш. И пущай сохнет. Проточить конечно желательно чтобы выровнять цилиндр. Еще там в качестве изолятора я увидел что-то типа асбеста тонкого слоя — это от замыкания. Ламель надо сделать по толщине сделать с маленьким запасом , потом надфилем довести до цилиндра и на проточку. Можно попробовать и самому шкуркой если удасться закрепить весь ротор в дрель и упор. Реально, но требуется терпение и аккуратность. Ну и есть еще вариант: просто поставить заглушку твердую — это как раз или поксипол или эпоксидка — залить и выровнять поверхность. Мощность малость упадет но незаметно.
ASDF
(Подольск)
26 окт. 2005
15:58:00
2DMU:

Да нормально стеклотекстолит температуру держит. Припой во всяком случае успевает расплавиться гораздо раньше, чем текстолит обугливаться начинает. Даже если греть не паяльником, а лампочкой через плату. Т.е. за 200 градусов можно быть уверенным. Советский правда от температуры бывает коробит, но для колец на коллектор этот эффект будет микроскопическим. Буржуйскому вообще при тех же условиях хоть бы хны.
Georgi61
(Россия)
26 окт. 2005
16:03:30
DMU

Ну разобрать может и удасться но собрать обратно думаю что нет. Это делается в заводских условиях со специальной оснасткой и из новых деталей. Там керамика на валу в качестве изолятора и на клею. Либо треснет либо не натянешь — ведь греть надо.
DMU
(Москва)
26 окт. 2005
16:12:20
2Georgi61: > > Во первых надо выточить ламель очень точно из меди.> > Ну тут мне повезло, родная ламель заботливой рукой кого-то из работяг была вставлена в цангу бормашинки и в таком виде попала ко мне. Кольца не видел, что такое, где искать? Насчет проточки проблем нет, дома есть маленький токарный станочек. А вот "суперглюк" SUPERGLUE на основе циакрина никто не пробовал на предмет термоустойчивости (уж больно хорошо он пальцы склеивает:))
Georgi61
(Россия)
26 окт. 2005
16:17:41
DMU Нужен клей объемно затвердевающий только он будет держать если он заполнит все пустоты. Там же не ровная плоскость а черти — что.

Мне кажется лучше всего подходит поксипол серый- не усаживается не расширяется объемно затвердевает и клеит металл, 120 градусов. Должно хватить. Все равно отремонтированный инструмент придется поберечь — не насиловать как новый — это наверное понятно. Так что не перегреется.

DMU
(Москва)
26 окт. 2005
16:33:55
2Georgi61: > > Там же не ровная плоскость а черти — что. > > У меня гладкая, я в объектив от диапроектора рассматривал. А про кольцо так и не понял.
Georgi61
(Россия)
26 окт. 2005
18:01:39
DMU А у меня там дырка только маленькие по бокам какие то пластины к которым можно клеиться.

Посмотри сбоку как крепятся смежные ламели. Нужно это понять , тогда можно расчитывать на успех. А разбирать я бы не стал, т.к. считаю для этого нужен не только опыт и инструмент, но и суметь собрать все это, а на мой взгляд это как раз труднее чем заменит одну ламель немного подумав и изощрившись..

арт
(Москва)
26 окт. 2005
19:05:07
В автомагазинах продают всякие фирменные двух-компонентные клеи, эпоксидки… Я недавно помню разглядывал витрину с этм товаром, полно всяких материалов. Вот пробно купил рестовратор сорванной резьбы (американское)только ещё не пробовал, 2-шприца, выдавливается-перемешивается- наносится толсто на резьбу- > вкручивается ответная резба, схватывается до резиноподобного сост, откручивается и так сохноет до полного, наружные излишки убираются напильником.
Видел ещё какойто состав -холодная сварка.
ASDF
(Подольск)
26 окт. 2005
19:42:05
2DMU:

цианакрилатом ламели клеить лучше даже не пробовать — он прочный только в тонком слое.
Атор
(Москва)
26 окт. 2005
20:01:14
2DMU: В 1990 вклеил ламель в коллектор дрели. Использовал эпоксидку с наполнением талька. После вклеивания поверхность выровнял мелким напильником. Дрель жива до сих пор.
Alex21
(г. Волжский Волгоградской области)
27 окт. 2005
08:49:32
2DMU: ***Ну сорвать старый коллектор я, наверное, съемником смогу, а вот напрессовать как?*** Извините за банальность — прессом. ***А как в заводских условиях крепятся ламели, кто знает?***

Коллектор отливается (точнее прессуется) в установленные в форме ламели.

DMU
(Москва)
27 окт. 2005
11:54:46
Всем спасибо. Вопрос разрешился, к сожалению не в мою пользу. Несмотря на безупречный внешний вид, очевидно ротор или электроника спалены, т.к. во время пробного включения ничего не с места не сдвинулось. Подробнее разобраться пока не успел.
P.S. Продолжаю пользоваться своим Ferm-ом.
Georgi61
(Россия)
27 окт. 2005
19:37:45
DMU Несдвинулось..

Ну дык сначала надо прозвонить все обмотки, и если они целы то ремонтировать.

DMU
(Москва)
27 окт. 2005
19:46:57
2Georgi61: Я так понимаю, чтобы прозвонить все обмотки надо как минимум отсоединить их от ламелей, в Дремел это проблематично, т.к. провода под завязку (до самых ламелей) залиты лаком.
Lomakin
(Украина)
27 окт. 2005
23:49:18
Современные высокооборотные двигателя электроинструмента не переживут никакого ремонта ротора. И не сушите себе голову.
Georgi61
(Россия)
28 окт. 2005
12:15:56
Lomakin

Может вы и правы. У меня то болгарка 11 тыс об., а у него 30 — не шутка..
WadikBOSC
(Wolgograd)
29 окт. 2005
11:56:44
2DMU: Если не трудно напишите артикульный номер и модель дремеля посмотрим сколько будет стоить новый ротор. С уважением В
DMU
(Москва)
29 окт. 2005
13:29:24
2WadikBOSC:

Order No. 2 615 297 061 в Москве — 916 руб под заказ до 1 месяца. Стоимость новой модели с минимальным набором аксессуаров примерно 1800 руб. Т.е. ротор ровно половина нового инструмента, даже чуть больше, т.к.

аксессуары тоже чего-то стоят. Далее, нет уверенности, что у Дремеля во время аварии (когда ламель улетала) не накрылась электроника (там две платки), правда следов теплового разрушения нигде не видно, но это не показатель.

Так что соберу ее обратно, положу до случая.

арт
(Москва)
29 окт. 2005
13:43:56
2Georgi61: > > У меня то болгарка 11 тыс об., а у него 30 — не шутка..

Оригинал: https://mastergrad.com/old_forum_archive/2/205368.shtml

Как шлифовать коллектор якоря перфоратора своими руками

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Правильная работа перфоратора Makita 2450 с коллекторным двигателем сопровождается незначительным искрением щеток в районе коллектора. У исправно работающего электродвигателя искрение равномерное с коротким хвостом.

По изменению картины искрения можно определить характер и место неисправности в перфораторе Makita 2450, 2470.

Причинами увеличения искрения в коллекторе электродвигателя могут быть неисправности щеток и их износ, короткое замыкание или обрыв якоря, неисправность статорных обмоток электродвигателя, поломка или неправильное крепление щеткодержателей.

Существенное искрение в районе коллектора приводит к появлению борозд на коллекторе, подгоранию пластин, неравномерному истиранию щеток.

Возникновение перечисленных дефектов вызывает быстрый износ и выработку ламелей самого коллектора.

Шероховатость выше нормы

Поскольку перфоратор является мощным инструментом, допускается небольшое искрение без нагрузки, при значительных усилиях на инструмент возможно пробегание одиночных искр по кругу. В случае сильного искрения необходимо выяснить причину появления сильного искрения.

Самой распространенной неисправностью на коллекторе является увеличивающаяся шероховатость ламелей при усиливающемся искрении щеток.

Увеличение шероховатости поверхности коллектора перфоратора Makita 2450 происходит не только за счет усиления искрения. На медных пластинах коллектора образуется окись меди, по твердости превышающая твердость угольных щеток. На величину шероховатости влияет неравномерный износ щеток и нагар от искрения.

Царапины образуются не только из-за неравномерного износа щеток и разной структуры материала, но и попадания в рабочую зону твердых частиц из воздуха.

Неправильное хранение перфоратора Макита  может привести к появлению окиси на медных пластинах коллектора из-за высокой влажности или значительных перепадов температур при работе.

Чтобы устранить дефекты поверхности коллектора, его надо отшлифовать.

Как правильно отшлифовать поверхность коллектора

Прежде чем приступать к доработке коллектора перфоратора Makita 2470, надо обязательно выполнить балансировку ротора.

Вариант замера биения коллектора относительно ротора

В домашних условиях шлифовку коллектора перфоратора Макита 2450или 2470 лучше всего проводить наждачной бумагой, закрепленной на деревянной колодке уже на отбалансированном роторе.

Конец вала ротора крепится в патроне дрели через мягкую медную или алюминиевую фольгу. Дрель с ротором надежно крепится в тисках или самодельном приспособлении.

Вращая ротор, постарайтесь отцентрировать его в патроне дрели.

Установка ротора в патрон

Как центровать ротор в дрели перед шлифовкой

Центровка ротора в патроне дрели производится для обеспечения минимального биения радиальной поверхности коллектора относительно вала ротора.

Сначала проверьте биение губок патрона. Закрепите дрель в тисках, установите в патрон сверло самого большого диметра.

Вращая дрель, подведите к вращающейся боковой поверхности сверла карандаш, опирая его на простой упор. При минимальном биении карандаш будет очерчивать на поверхности сверла сплошную линию. Если биение значительное, поменяйте патрон в дрели или подберите дрель с меньшим биением патрона.

Теперь вместо сверла зажмите вал ротора и таким же способом определите места биения ротора или коллектора.

Процесс шлифования коллектора

Процесс шлифовки коллектора надо начинать с подбора наждачного материала. Для шлифовки коллектора рекомендуется использовать шлифовальную бумагу или надфиль.

Выбирайте шлифовальную бумагу нескольких номеров, начиная от №100 и выше.

Теперь приступайте к шлифованию. Приложив к коллектору деревянную колодку с закрепленной наждачной бумагой, вращайте дрель и, не сильно прижимая колодку к поверхности коллектора, шлифуйте.

Шлифовка коллектора в дрели

Операцию шлифования рекомендуется применять на уже работавших роторах с незначительной выработкой коллектора.

Правильное искрение щеток

Если вы произвели на роторе перфоратора Makita 2470 замену коллектора, то после его насадки на вал, коллектор надо проточить. Эта операция выполняется для устранения радиального биения поверхности ламелей нового коллектора относительно вала якоря.

Протачивать коллектор лучше всего на токарном станке с применением оправок. Но можно данную операцию выполнить и в домашних условиях. Правда, без дополнительного приспособления не обойтись. поможет разобраться в проточке коллектора.

Как правило, щеткодержатели на перфораторах крепятся напротив друг друга. Продолжительная работа щеток приводит к образованию на коллекторе желобков, образующих волнистость на поверхности. Такую выработку можно устранить только на токарном станке, проточив коллектор.

Чтобы уменьшить образование желобков на коллекторе, надо стараться располагать щеткодержатели в шахматном порядке.

Как зачистить пазы коллектора перфоратора

А вот зачистку пазов между ламелями надо проводить, поскольку миканит, материал прокладок между ламелями, тверже медных ламелей и меньше изнашивается. Со временем миканитовые прокладки изнашиваются меньше, и их высота превышает высоту медных ламелей.

Для выравнивания высот пазы между ламелями фрезеруются, или, говоря простым языком, продороживаются.

Фрезерование своими руками лучше всего выполнять кусочком пилы по металлу, заточенной по ширине пазов коллектора.

Фрезеровка пазов вручную

Параллельно краю паза прикладывается металлическая линейка, пила прижимается к ее краю и протягивается со слабым нажимом. Паз фрезеруется до высоты медной ламели.

Фрезеровка пазов заканчивается удалением остаток материала при помощи волосяной щетки и снятием фасок при помощи шабера, сделанного из надфиля. Шлифовку лучше сделать войлоком.

Любую фрезеровку следует заканчивать шлифованием и продувкой воздуха.

На величину выработки коллектора влияет и состояние подшипников. Изношенность подшипников приводит к увеличению биения коллектора, что в свою очередь приводит к ускорению износа угольных щеток. Для устранения биения коллектора подозрительные подшипники рекомендуется заменить новыми.

Как контролировать состояние щеток

Устанавливая новые угольные щетки, рекомендуется обязательно притирать их для лучшего прилегания к поверхности коллектора.

Лучше всего подгонять угольные щетки на самодельном притире. Притир представляет собой вал, на котором закреплена наждачная бумага.

Проще всего вал выполнить из дерева диаметром, равным диаметру коллектора, проточив заготовку на токарном станке. Внутрь вала плотно по оси вставляется металлический стержень.

Приспособление крепится в патрон электродрели, дрель включается, и щетки подводятся к вращающемуся наждачному кругу.

Подгонку следует проводить осторожно, периодически прикладывая щетки к коллектору ротора для проверки их на просвет.

Притерев щетки к коллектору, перед установкой рекомендуется проверить правильное крепление щеткодержателей.

Щеткодержатели при заводской установке выставляются на нейтраль, что сводит до минимума искрение на коллекторе.

Если заводских меток нет, то регулировка установки щеткодержателей выполняется путем смещения щеткодержателя в сторону, противоположную вращению ротора до минимального образования искры.

Щетки не должны болтаться в щеткодержателе, а плотно прижимаются к ламелям коллектора. Сила прижима регулируется пружинами в щеткодержателе.

Искрение неисправного коллектора

Увеличение искрения на коллекторе ротора может появляться в связи с коротким замыканием якоря, обрывом катушек якоря, коротким замыканием обмоток на корпус якоря. Все эти неисправности устраняются только при капитальном ремонте ротора.

Оригинал: https://sdelalremont.ru/instrukciya-po-vosstanovleniyu-kollektora-perforatora-makita-2450.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тратосфера