Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Диджериду

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Диджериду (англ. didjeridoo) — древнейший духовой инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki).

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Изготавливается из стволов эвкалиптовых деревьев. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев.

Остается лишь отыскать эти «заготовки» и диджериду почти готова. Звук "эвкалиптового" диджериду отличается от инструментов, сделанных из другой древесины.

Считается, что именно этот дидж дает характерный низкий по тону глубокий звук и изобилует обертонами.

Аборигены до сих пор делают диджериду из бамбука, прокалывая его внутренние перепонки зажженным углем. Бамбуковые диджи обладают характерным "лесным" звуком.

Бамбук имеет слоистую структуру древесины, звук этого инструмента получается более глухим и в нем меньше обертонов. Кроме того, бамбук очень чувствительный к изменению влажности и температуры, часто трескается.

Бывают случаи, в которых диджериду практически взрывается, производя сильный звук, который может сильно испугать не только играющего на нем человека, но и окружающих.

Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.

В 1835 году исследователь Уолтер Уилсон впервые зарисовал австралийского аборигена, играющего на диджериду. Вполне вероятно, что первые диджериду были из бамбука, который в изобилии произростает на севере Австралии.

Название придумано исследователями Австралии- европейцами. Название диджериду у каждого племени аборигенов свое и зависит от языковой группы. Всего существует 45 синонимов диджериду. Все они близки — бамбу, бамбук, камбу, пампу и т.д.

(что может доказывать первоначальное "бамбуковое происхождение" диджериду).

Техника игры на диджериду

Для игры на диджериду, используется прием так называемого "кругового дыхания", за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания. В формировании звука активно участвуют губы, язык, гортань, челюсть и голос исполнителя.

Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае.

Диджериду — это однотональный инструмент, но, добавляя к основному тону голос, за счет интерференции звука можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота, до имитации зверей и птиц.

По приданию с помощью диджериду аборигены получают знания от природы и из мира снов. Древняя традиция аборигенов с детства прислушиваться к звукам природы, звукам которые издают животные, птицы. Звуки ветра, травы на ветру, молнии, треска деревьев и плеска воды. Сущность правильной игры на диджириду — правильно передавать звуки природы, слиться с самой природой с помощью диджериду.

Интересные факты

Это самый древний музыкальный инструмент на земле

Изготавливается диджериду из полого ствола дерева или сучка внутри выеденного термитами

Диджериду обычно используется для аккомпонимента в песнях аборигенов

При игре на диджириду используется "кольцевое дыхание" при котором получается как бы "бесконечный звук"

Диджериду воспроизводит богатый резонансом звук очень низкой частоты, и ритмические рисунки

Традиционно мужской инструмент но при групповом исполнении песни иногда играют женщины и дети

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai)

В 1964 году во время своего турне по Австралии "Битлз" попробовали поиграть на диджериду. Этот инструмент произвел на них неизгладимое впечатление.

Подготовил Артем Джаарбеков

Дополнительно

Фразы о музыке

Музыка (стили, инструменты)

Внешние ссылки

Обучение игре на диджериду на sunny-music

Уральские диджериду на yidaki-ural

Оригинал: https://dslov.ru/koi/i65.htm

Диджериду из подручных средств

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Диджериду – это этнический музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Инструмент, возможно, ещё более древний, чем варган и бубен.

Почитать о нём (и послушать) можно здесь: ://overtone/didjeridoo/

Выглядит он примерно так:

С тонкой стороны в него дудят, а с широкой стороны раздаётся гудение, рычание, крякание, квакание, и различные другие трудноописуемые звуки.

Впервые я увидел это чудо первобытной техники пару лет назад в магазине с затейливым ассортиментом “Белые облака”, когда выбирал себе варган. Варган – отдельная история, которая выходит за рамки этого поста.

Я попробовал немного подудеть в диджериду, представленный на витрине, и его басовитое звучание в буквальном смысле потрясло меня. С тех пор меня не покидала мысль купить такую дурацкую штуковину и научиться играть на ней, непонятно правда – зачем. Немного останавливала цена.

Простой диджериду из бамбука стоит около 1000р, а деревянный – порядка 6-8 тыс.рублей.

Аборигены делали этот инструмент из ствола эвкалипта, у которого сердцевина была выгрызена термитами, а также из бамбука.

Современные умельцы делают диджериду из дерева примерно так: находят дерево подходящего размера и формы, распиливают (или раскалывают) его вдоль на две половинки, и выдалбливают их изнутри.

Потом склеивают, раскрашивают – и готово. Но это слишком сложно, да и не очень нужно для новичка.

Первый свой диджериду я сделал из картонной трубы, оставшейся от какого-то рулонного материала.

Труба была достаточно тонкая, края – неудобные, но на ней получалось немного дудеть основным тоном (в тот момент я не задумывался о том, что из неё можно ещё и извлекать какие-то обертона).

Народ на работе, услышав непонятные звуки, недоумевал, а один товарищ, увидев, как я играю на этой штуке, попросил “отсыпать травы”. 🙂

Конечно, эвкалипт, выгрызенный изнутри термитами – довольно редкая в наших краях вещь. Зато у нас легко можно найти другие материалы несколько более техногенного свойства.

В итоге мне удалось сделать несколько разных диджериду:

В статье “Во что дудеть, товарищи?” на сайте overtone описывается, из чего можно сделать диджериду, пригодный для начинающего.

И ещё, летом на фестивале “Пустые Холмы” я встретил у костра около варганной сцены (вот где происходило самое интересное) двух музыкантов с диджериду, один из которых посоветовал мне купить в хозяйственном магазине канализационную трубу диаметром 4 см, и оплавить один из концов трубы с загибанием стенок внутрь так, чтобы диаметр оказался примерно 28-30 мм. Через какое-то время я пошёл в магазин OBI за материалом. Канализационная труба из ПВХ 1 м толщиной 4 см стоила около 40 рублей. Конец трубы, в который предполагается дудеть, оплавил на газовой плите и кое-как загнул внутрь. Получилось немного неровно, но вполне сносно. Потом мне на глаза подвернулась 30-сантиметровая труба такого же диаметра, завалявшаяся после какого-то из ремонтов. Я, недолго думая, удлиннил инструмент с её помощью, звук получился более басовитый и “сочный”, и результат мне понравился.

Потом труба подверглась небольшим “улучшениям”, в частности, я немного расширил выходное отверстие, для этого пришлось разогреть трубу на газу, и надеть на стеклянную бутылку. Чтобы ПВХ не приварилась к стеклу, я предварительно смазал бутылку подсолнечным маслом. И ещё, я чуть-чуть погнул и помял трубу – для эксперимента: может быть, она будет звучать немного иначе. Разницы пока не заметил.

Получившийся в результате диджериду – на фотографии справа:

Немного криво оплавились края трубы:

Немного расширен раструб:

Update 14.12.2010
Тут Ярослав, создатель сайта “Украинский диджериду”, пишет, что трубы, которые я купил – вовсе не ПВХ, а на самом деле – полипропилен, и они хуже звучат. Я посмотрел на сайте производителей (Sinikon и Политэк) и убедился, что это действительно так.

Серые трубы для внутренней канализации делаются из полипропилена. А трубы из ПВХ – коричневые, но они начинаются от диаметра 110 мм. Я недавно был на строительном рынке, и мне не удалось с ходу найти трубу именно из ПВХ нужного мне диаметра.

Буду искать дальше – может быть, она на самом деле звучит совсем иначе, даже интересно.

Следующий экспериментальный инструмент был сделан из картонной трубы от рулонного материала, но с более толстыми стенками, и большего диаметра (около 5 см). Такая труба нашлась опять-таки в магазине OBI, но бесплатно.

Был выбор труб разной ширины из достаточно плотного и толстого картона, я выбрал самую широкую, и похоже, зря. Длина трубы была 150 см. Мундштук сделал из воска.

Для этого я купил на рынке в лавке пчеловода большую восковую свечу за 60 рублей, разогрел под горячей водой, и половину свечи загнул в кольцо, а другую половину растопил на водяной бане в пластиковой баночке (чтобы не пачкать нормальной посуды).

Край трубы пропитал воском, вставил в него кольцо, придал ему нужную форму, чтобы внутренний диаметр был около 28-30 мм, и наплавил снаружи воск так, чтобы кольцо держалось.

Один товарищ, посмотрев на эту трубу, назвал её “косяком”.

“Косяк” оказался не очень удачным. При его длине 150 см звук получился совершенно умопомрачительно низкочастотным, но чтобы заставить его дудеть, нужно было выдыхать в него слишком много воздуха, и для игры не хватало дыхания.

Циркулярное дыхание (с непрерывным выдохом) у меня вообще на этой трубе не получалось. Чтобы добиться приемлемого звучания, Я отрезал от трубы сначала 5 см, потом ещё 10, потом ещё, звук стал более высоким, но расход воздуха не изменился.

Звучание было глуховатым и невыразительным, обертона слабо выражены. Кроме того, я поэкспериментировал с диаметром отверстия в мундштуке, уменьшил его до 25 мм, и оказалось, что с таким диаметром стало практически невозможно дудеть.

Мундштук из воска немного прилипает к губам, и при продолжительной игре может деформироваться – не очень хороший вариант.

Причина высокого расхода воздуха – вероятно, большой диаметр трубы. Возможно, структура материала тоже играет роль – из-за того, что стенки поглощают колебания, обратное давление немного снижается. Это гипотеза, не подтверждённая практикой – для полноты эксперимента надо найти где-нибудь такую же картонную трубу толщиной 3-4 см.

Картонная труба – на фотографии слева:

Так выглядит мундштук из воска:

Играть на диджериду дома, на радость соседям, не очень гуманно. К тому же, вы рискуете тем, что вас может выгнать ваша собственная жена из вашего же дома. И я решил, что практиковаться надо на природе – в ближайшем лесу. Я давно хотел сделать разборный инструмент, который можно взять с собой в любое место, или просто носить в рюкзаке, не напрягаясь.

В метро с длинной трубой ходить не очень удобно, а ещё я её часто забывал в разных местах (правда, когда я возвращался, она всегда была на месте). Для походного сборного диджериду я купил 5 труб длиной 30 см, диаметром 5 см. Решил попробовать, что получится из трубы большего диаметра.

Начинающим всё-таки настоятельно рекомендую 4-сантиметровые трубы – на них играть проще чисто физически.

На обучении нам предлагали “учебные” пластиковые диджериду такого же диаметра, но с деревянным мундштуком. Сначала я пытался оплавить и загнуть трубу на огне, но у меня не очень получилось, и в результате я отпилил оплавленный конец, и сделал мундштук из дерева.

Для этого нужно вырезать из доски кругляшок диаметром чуть больше внутреннего диаметра трубы, запрессовать его внутрь, и просверлить в нём отверстие диаметром 28-30 мм.

Затем нужно немного закруглить края (хотя форма мундштука – очень индивидуальная вещь), отшлифовать, и покрыть лаком или маслом.

У меня завалялось несколько дощечек из красного дерева “сапели” толщиной 2 см, но под рукой не было коронки по дереву подходящего диаметра, поэтому я выпилил из дерева угловатую заготовку, вкрутил в центр болт, зажал в дрели, и стал обрабатывать грубой наждачной бумагой.

Опыт показал, что эффективнее всего получается, если обхватить заготовку наждачной бумагой вокруг, но бумага очень быстро нагревается, и чтобы не обжечь руку, нужно в процессе немного перемещать наждачную бумагу вдоль оси. После того, как я сточил заготовку до нужного диаметра, я просверлил фрезой на 30 мм отверстие, получилось немного кривовато, и примерно на 1 мм больше.

Отверстие мне показалось великоватым. Для слеующего эксперимента я купил сверло по дереву диаметром 28 мм.

Результат – в собранном виде вы его видели в предыдущих постах, на фотографии он – в середине, а в сложенном виде он легко помещается в рюкзак:

Мундштук выглядит вот так:

Полученный в результате диджериду – немного непривычный, и в нём немного больше расход воздуха, чем в моём первом, из ПВХ 4-сантиметрового диаметра (но всё же меньше, чем в картонном).

Длина трубы получилась около 123 см, но в местах соединений её можно немного раздвигать, и звук будет становиться ниже. Я с удивлением обнаружил, что у меня немного получается играть на нём серединой рта, в то время как на предыдущем у меня получалось играть только боковой частью рта.

Видимо, так влияет форма мундштука, а может быть, сказывается практика.

Мундштук пока ещё остаётся немного шероховатым, его надо будет покрыть каким-нибудь лаком (осталось только выбрать наиболее экологически безопасный лак для этого) и отполировать, либо пропитать обычным подсолнечным маслом. Звучит примерно так же, как 4-сантиметровый, возможно, чуть мощнее, играть немного сложнее.

Хочу выразить огромную благодарность Петру “Raghu” Никулину за обучение, и примеры, как сделать этот музыкальный инструмент своими руками.

Оригинал: https://milovidoff.ru/2010/12/03/didjeridoo-custom/

Статья. Выбираем диджериду, виды, типы, история

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Диджериду – музыкальный духовой инструмент австралийских аборигенов. По праву считается одним из самых древних духовых инструментов во всем мире. Материалом изготовления служит дерево, как правило, бамбук или эвкалипт.

Производители предлагают большой ассортимент диджериду – от недорогих бамбуковых до изделий, созданных в Австралии и отличающихся высокой стоимостью. При выборе инструмента следует обратить внимание на его внешний вид и звучание.

Визуальный осмотр диджериду

  • Загляните внутрь инструмента, удостоверьтесь в том, что он аккуратно обработан и на его внутренней поверхности отсутствуют торчащие древесные волокна. Помните: гладкая и ровная поверхность – гарантия прекрасного звучания.
  • Осмотрите мундштук. Его внутренний диаметр должен составлять примерно 30 мм.

    Прикоснитесь к нему губами и почувствуйте, насколько качественно произведена обработка дерева. Это один из основных моментов. Идеально гладкий мундштук вызывает приятные ощущения во время прикосновения.

  • Проверьте, нет ли снаружи трещин. Заделанные трещины – не повод отказываться от покупки.

    Большинство древесных пород, высыхая, немного растрескиваются. Если трещина обработана тщательно, то диджериду можно приобретать – он прослужит долго. Яркий пример тому — мастеровые диджи, которые были разделены на две части, а потом – склеены.

  • Не менее важно покрытие.

    Равномерно нанесенный лак, не смазанный и без подтеков, — показатель высокого качества изделия. Главное, чтобы оно не источало едкий запах.

Особенности звучания инструмента

  • Заблаговременно решите, какая тональность вам требуется. Низкая нота До используется для спокойной, размеренной игры. Ре – популярный срединный вариант, который позволяет играть в быстром и медленном темпе. Ми, Фа и выше хороши для отчетливой, выразительной и энергичной игры.
  • Ощутите вибрацию.

    При игре стенки диджериду должны заметно вибрировать.

  • Извлечение основного звука (дрона) и передува (трампета) должно быть легким, а их тональность — гармоничной.
  • Качественный диджериду отличается превосходным обратным давлением, т. е. звук не «проваливается», а «опирается» на внутреннее давление.

    Оно возникает за счет объема, созданного стенками, и необходимо при овладении техникой циклического дыхания.

Несмотря на простоту устройства, диджериду – интересный и необычный инструмент.

Выбрав из всего многообразия наиболее подходящий, вы получите нестандартное звучание вкупе с положительными эмоциями.

Приобрести качественный диджериду вы можете в нашем интернет-магазине по ссылке

Оригинал: https://muzmart.com/article/vibor-didgeridoo

Австралийский музыкальный инструмент диджериду: что это такое и как на нем играть?

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Название «диджериду» придумано европейцами, посетившими австралийский континент. Оно напоминает звуки, которые издает эта длинная трубка. Сами аборигены называют свой национальный инструмент «йедаки». Внешне он напоминает длинную широкую трубу или дудку. Узкий конец берется в рот для извлечения нужных звуков, раструб на противоположном конце умеренно широкий.

Инструмент изготавливается очень просто. В период засухи прожорливые термиты выедают эвкалиптовые деревца изнутри, оставляя прочную оболочку. Аборигены находят их, срезают, очищают внутренние полости от трухи, по необходимости подрезают или обтачивают. Длина диджериду варьируется от 1 до 3 метров.

В некоторых случаях узкий конец снабжается мундштуком, изготовленным из пчелиного воска. Снаружи трубка украшается узорами в ярких контрастных тонах. Чаще всего используются черные, красные, желтые краски. По рисунку на диджериду можно определить, какому племени принадлежит инструмент.

Музыкальные трубы широко распространены на севере Австралии, их используют в ритуальных и обрядовых целях.

Звук йедаки европейцы определяют как «громкий и странный». Каждая трубка способна извлекать всего одну ноту, но благодаря особенностям строения и мастерству исполнителя, тембр может варьироваться.

В этом смысле диджериду напоминает такие инструменты, как варган или орган. В какой-то степени он напоминает человеческий голос с его богатством модуляций.

Во время обрядов йедаки создает определенную мистическую атмосферу, позволяя слушателям впадать в транс.     

Современная медицина считает, что игра на йедаки очень полезна. Она тренирует дыхание, увеличивает объем легких, помогает избавиться от храпа, заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения с музыкальным инструментом снижают сонливость и способны предупредить апноэ сна.

Диджериду – достаточно древний инструмент, но точное время его изобретения неизвестно. Этнографы полагают,  что изделие символизирует радужную змею Юрлунгур. На это указывает форма инструмента и его яркая окраска.

Древние племена использовали йедаки в одном из главных ритуалов – Корабори. Монотонные мощные звуки с заметной вибрацией способствовали вхождению в транс.

В обряде участвовали исключительно мужчины, они разрисовывали тела цветными узорами, украшали себя перьями и амулетами.

Существует мнение, что диджериду использовался и в брачных играх: звук инструмента оказывал определенное воздействие на женщин.

Большинство европейцев, пытающихся извлечь звук из диджериду, получает нечто, напоминающее гул пионерского горна. Звук получается резким и неприятным, вряд ли подходящим для религиозных ритуалов. Однако мастера умудряются извлекать нужную ноту, заставляя ее вибрировать.

Сложность состоит в том, что для игры необходимо натренировать дыхание. Оно должно быть непрерывным, сила звука зависит от интенсивности и глубины вдоха, а также от объема легких. Аборигены практикуют специальное упражнение, имитирующее фырканье лошади. Освоив движения щек, губ и языка, можно начать практиковаться в игре.

Мундштук берется в рот, после глубокого вдоха следует сильный равномерный выдох. При этом мышцы должны быть расслаблены. Чем интенсивнее дыхание, тем громче звучит диджериду.

 

Основной прием игры – передувы. Воздух равномерно выдыхается короткими или более долгими толчками, непрерывность таких выдохов создает определенную мелодию.

Дополнительные обертоны можно извлечь при помощи языка, перемещающегося при передуве. В промежутках музыкант может пощелкивать или постукивать языком о мундштук. Некоторые исполнители прерывают игру, имитируя голоса животных.

Все эти звуки должны объединяться в продуманную композицию.  

Гамму в различной тональности из инструмента извлечь не удастся. Он способен издавать всего одну ноту. Какую именно – зависит от параметров инструмента. Огромные, упирающиеся в пол трубы с узким горлом издают низкие басовитые ноты, короткие и широкие звучат высоко и пронзительно.

  

Западные музыканты открыли для себя диджериду в начале прошлого века. Современные инструменты достаточно разнообразны: кроме классических вариантов существуют модели с широким раструбом, удлиненные, укороченные, спиралевидные. Еще одна популярная вариация – диджебокс, объединяющая несколько труб с разным звучанием.

Интересный вариант – диджерибон. Это гибрид классического диджериду и тромбона. Он состоит из двух вставленных друг в друга трубок, похожих на телескопический механизм.

Инструмент изготавливается из алюминия и раскрашивается в традиционные для австралийских аборигенов цвета: красный, черный, желтый.

Благодаря телескопическому механизму во время игры музыкант может менять длину трубки, варьируя громкость и тональность звучания.

Существуют и другие варианты инструмента:

  • диджериду с отверстиями, внешне напоминающий флейту;
  • йедаки с клапанами как у саксофона;
  • инструмент с очень длинным мундштуком овальной формы и равномерно расширяющимся раструбом.

Благодаря модификациям обычная труба может издавать несколько вариантов звуков. Играть на таких диджериду сложнее, зато опытный музыкант может воспроизвести новые интересные мелодии. Такие инструменты не используются в обрядовых целях, их назначение: создание музыкальных композиций в  сочетании с ударными, гитарами, синтезаторами.

  

Первооткрывателем диджериду для западного мира стал музыкант и композитор Стив Роуч. Он учился искусству извлечения звуков из йедаки у представителей австралийских племен. Направление развил Ричард Джеймс, предложивший собственную обработку звучания диджериду. Созданная им композиция в стиле этно была очень популярна в британских ночных клубах.

Сегодня на австралийской «дудке» играют представители самых разных стран. Среди популярных исполнителей француз Залем Деларбр, сочетающий технику битбокса со звуковыми процессорами. Музыкант является основоположником стиля вобблинг.

Дубравко Лаплайн из Хорватии предпочитает гигантские диджериду длиной до 7 м. Игра отличается мощностью звучания и разнообразием: музыкант часто отрывается от мундштука, дополняя композицию собственным голосом и целой комбинацией звуков, создаваемых диафрагмой.

Один из самых известных популяризаторов диджериду, австралиец Чарли Макмахон изобрел особый микрофон, предназначенный специально для этого инструмента. Прибор регистрирует звук прямо в ротовой полости и существенно усиливает его.

Макмахон основал группу, играющую на диджериду, гитарах и синтезаторах и исполняющую музыку в стиле нео-фолк.    

Диджериду популярен и среди российских исполнителей этно-музыки. Алексей Клементьев, один из популяризаторов этого инструмента, предпочитает перкуссионный стиль, продолжающий традиции европейских исполнителей.

Музыкант основал диджериду-школу в Казани, выступает на выездных концертах и шоу. Московский исполнитель Роман Термит – основатель школы «Австралия» и ежегодного фестиваля диджериду.

Музыкант не только пропагандирует инструмент, но и разработал авторские пособия, обучающие игре на нем.

Диджериду – один из самых древних инструментов, удачно вписавшийся в современные музыкальные стили. Благодаря эффектному внешнему виду и необычному звучанию австралийская труба не останется незамеченной на фольклорных фестивалях и концертных площадках.

Оригинал: https://www.kakprosto.ru/kak-974868-avstraliyskiy-muzykalnyy-instrument-didzheridu-chto-eto-takoe-i-kak-na-nem-igrat

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тратосфера