Игрушки из глины

Глиняная игрушка и ее история

Игрушки из глины

Глиняная игрушка и ее история.

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится;

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая,

Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Птица-свиристелка,

Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори,

Что там у тебя в нутрии?

-Верь, не верь ли, мой хороший,

А в нутрии-то — ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки.

Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей).

Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г.

указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне — три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами.

За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи.

Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению.

У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

 

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

 Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась и символом продолжения рода.

Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (ДЫМОЧКА)

Ах! Чуть жив от восхищенья!Чудо всем на удивленье:Расписные медвежата,Барыни, коньки, утята,Расписные даже хрюшки –Царство дымковской игрушки!Удивительному чудуМы поклонимся не разИ о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ

Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей.В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,В ней удаль и размахСияйте охра с суриком.По всей земле в домах.От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов.

Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка.

Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи.

Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото.

Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.

Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины.

Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев.

Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек.

Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически.

Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство.

Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски.

Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких.

Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии).

Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

 

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА

Эта чудная игрушка

Родилась в тверской избушке.

Посмотрите на наряд:

Белых бусин целый ряд!

Капельки дождя упали,

Лепестки цветов дремали.

Даже от земли частицы

Собирались по крупицам.

Всё слилось в простой узор,

Но не отвести свой взор.

Что за чудо здесь лежит,

Кто мне первый огласит?

Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.

Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».

 

Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные. Птицы украшаются налепами и затем расписываются. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи.

Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой.

Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет.

Есть среди них фигурка,

Так непонятная для меня,

Молчаливая, непростая,

И глаза ее – сноп огня.

И узор из кругов и линий

Обегает подола край:

Красно-черный, синий.

В руки взяв, смотри и играй.

Но она строга, как богиня,

Властелинша полей и нив,

Может быть, в ее взоре синем

Отражается древний миф?

Эй, дружок, да подойди же,На игрушку погляди же:Наш козлик из ФилимоновоРаскрашен ярко, здорово.Был у мастериц в руках,Загляденье, просто ах!И она уж так старалась,Легко глина поддавалась.Глину солнце подарило,Тайну глины ей раскрыло.

Вот и козлик наш готов,Посмотри – ка, он каков!На ногах зеленые копытца, Ему на месте не стоится,Рожки красные торчат,Глазки удивленные глядят.Мастерица краски набралаИ везде полоски навела.Сверху вниз и поперек,Между ними уголок.Полоски красные, зеленые,На ножках веточки сосновые.Козлик полосатенький,Очень привлекательный.

Ну, игрушка, просто диво,Загляденье, как красива!И не зря ведь говорится:

«Дело мастера боится»

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области.

По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины.

Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером.

Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги.

Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, — то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами.

В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.

Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами.

Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Лев из Каргополья

В Каргополе есть игрушка

Очень старая.

Зверёк

Небольшой, на щёчках мушки,

Нет его короче ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой чёрной смело

Мастером обведена.

А головка – жёлтым цветом!

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

Человеческое есть.

И зверёк из давней сказки,

Не пугаясь, не грозя,

С выраженьем тёплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.

Каргополь умел работать

И умел повеселить.

Для детишек – ребятишек

Мог игрушку смастерить.

Выбирал там мастер сказку –

Был его весёлым нрав!

Вот медведь глядит с опаской,

В танце на ногу припав.

Хочешь сам слепить такого?

Вот собачки вот Полкан,

Бородатые кентавры

И смешной Тяни – толкай!

Удивляется Диана`:

«Как поскачет он такой? –

И рассматривает рьяно, —

Конь с двойною головой?

Буду я лепить такого!» —

И усердно глину мнёт,

И вытягивает шейку,

Ножкам форму придаёт.

Кира выбрала Полкана

И задумалась слегка,

Как же вылепить такого

Из единого куска,

Лучше сформовать как шляпку

И бородку прилепить, —

Каргопольскую науку

На игрушке применить.

Юля с Натой лепят смело

Их кентавр могуч и крут

С глиной действовать умело

Руки их не устают.

Как занятье пролетело

Не заметили в делах.

А весёлые игрушки

Гордо встали на столах.

Ждёт их печка после сушки

В печке станут кирпичом

Глиняные шейки.

ушки

И вода им нипочом!

Их распишут детки ярко

Изучив цветной узор.

Мамы наши от подарка

Оторвать не смогут взор!

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

Поле обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных жителей. Лучшее доказательство этому стихи.

По России ходит множество стихов про село Абашево:

Чудо звери, чудо — птицы

Скачут, прыгают, поют,

Рядом барыни неспешно,

Словно с ярмарки идут.

И из-под волшебных рук

Птица — модница возникла,

Рядом с ней запел петух.

И пространству стало тесно

В этой ауре добра;

Ведь игрушка — это детство,

Радость, свет и красота

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области.

Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.

Особенности абашевской игрушки

Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей.

На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Роспись игрушек

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Современные мастера:

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Возникновение промысла

Абашевская глиняная игрушка, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).

 

Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.

 

Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.

Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».

Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н. М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л. Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.

В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 году на фабрику был привлечен для ручного изготовления игрушек мастер А. Ф.

Зоткин (1883-1974). С 1972 года эту работу продолжили Т. Н. и В. А. Зоткины, И. Ф. и П. И. Краюшкины, В. В. Челышев, И. И. Зюзенков, Т. Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла.

В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория.

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях.

Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.

Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.  

СТАРООСКОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Родился город на Осколе

Давно, в седую старину,

Став крепостью по царской воле,

Он грудью защищал страну.

Здесь любили песни, пляски,

Здесь рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось, узор,

Но отвести не в силах взор!

Как и многие другие глиняные игрушки, старооскольская появилась на основе гончарного промысла. Учёные долгое время считали, что он начал существование примерно в конце XVII–в начале XVIII вв. Но благодаря находкам группы энтузиастов во главе с Борисом Андреевичем Шевченко, было доказано, что игрушки существовали уже в XV-XVI веках.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать свистульки да игрушки. Каковы предпосылки появления первых игрушек, доподлинно не установлено. По одной из версий, идея могла пойти от переселенцев, которые селились в этих местах.

Город Оскол был образован в 1593 году, это была крепость. Он постоянно разорялся кочевниками, терпел набеги, местное население не охотно оставалось здесь.

Со временем многое изменилось на Руси и на Белгородских землях стало спокойнее. Из окрестных Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья потянулись в Осколье переселенцы. Они-то скорее всего и научили лепить игрушки местных гончаров.

Но и местная основа явно была. Об этом свидетельствуют находки простейших форм свистулек — окарин с тремя или пятью отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним.

Особенности старооскольской игрушки. Самые первые игрушки во многом были похожи на гончарные игрушки из других регионов. Они были нехитрой формы, немного напоминали птичку.

 

Со временем образы игрушек стали меняться в соответствии с тем, как видели мастера окружающий мир. Безусловно, образы имели определённую символичность. Одна из любимых тем — изображение уточки, которое присутствовало не только в игрушке, но и в вышивке, домовой росписи и резьбе.

Постепенно в образах появляются  «всадники», «коньки» и «барашки», игрушки становятся более пластичными, формы — более отточенными, больше проявляется стиль.

В ряду прежних образов появляются «Барыни» со свистком в характерных для 1810–1820 годов головных уборах, «Козлики», «Козлики» с седлом и новый тип «Всадника» в характерном головном уборе начала XIX века.

Что касается росписи, ранние игрушки не были расписаны. Позднее стали появляться несложные ангобные росписи в виде вертикальных полос.

К полоскам постепенно добавились точки, ёлочки, кружочки, имеющие символическое значение. Видимо игрушки использовали и как обереги.

 

Семантика знака и символа Старооскольской игрушки

В начале XIX века игрушки стали более красочными и сюжеты стали разнообразнее. Большое влияние на образы старооскольских игрушек, дошедшие до нашего времени оказали сёстры  Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы.

Расцвет и упадок промысла. Наивысшего расцвета старооскольская игрушка достигла в середине XIX века, затем постепенно происходил некоторый упадок, и связано это было, скорее всего, с общим падением экономики города. Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX века до 67 дворов в 1904 году.

Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку. Очевидно, в этот период появляются новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX– начала XX века, новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».

«Всадники» немного теряют свой решительный, напористый и суровый вид военных, становятся похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобретает многоцветность и разнообразие в орнаментации.

Современность. Старооскольскую игрушку как самостоятельный промысел исследователи выделили лишь в середине 1980–х годов. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России».

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к посадской.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки.

В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.

Старооскольская глиняная игрушка — один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесённый в каталог «Народные промыслы России».

Сейчас эта игрушка активно возрождается в Старооскольском Центре декоративно-прикладного творчества.

ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Как тянутся руки к глине,

Хочется мять и мять, 

Потом получится грива,

Хвост и стать.

Коняшка родимый,

Ты появился на свет,

Какой ты желанный,

Цены тебе нет.

На Костромской земле издавна были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Было построено 130 кирпичных заводов. Известно, что где лепят горшки, там и игрушка-свистулька обязательно появляется.

В те далёкие времена эта часть Костромской губернии являлась Буйским уездом Молвитинской волости. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское.

В конце XIX века почти все мужчины деревни в 27 дворов занимались гончарным ремеслом. А вот время изначального возникновения промысла доныне неизвестно.

 

Сосуды, слепленные петровскими мастерами, имеют сходство с традиционными славянскими сосудами. В украшении использовали линейный, ногтевой и волнистый орнаменты.

 

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка.

А в былые годы мальчики садились за гончарный круг с восьми лет. Между тем официально Петровская глиняная игрушка признана народной только в 1970-е годы.

Продолжение традиции. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г.).Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров.

В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Появились мастера, много делающие для популяризации и возрождения народной свистульки Костромской области.

 

Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, учавствует в различных выставках.

В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике. Из стен студии уже вышли молодые мастера-гончары, продолжатели традиции петровской игрушки.

В Костроме есть и Музей народных промыслов «Петровская игрушка», где также действует мастерская.

Особенности. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов. В древности такие свистульки, изображающие животных использовали в качестве оберегов, отгоняющих злых духов.

 

На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку. Изображают обычно волшебных птиц, коней, популярны олени, причудливые петухи и козероги. Разнообразны фигурки людей: кормилицы, мужики с балалайками и гармошками.

 

Прежде ассортимент был не так разнообразен, современные мастера расширили его, применяя фантазию, но соблюдая традиции. Кроме свистулек делают колокольчики и просто фигурки, но редко.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом и ногтем. Это ёлочки, ромбики, различные знаки и символы. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», он существует тысячелетия и вот в петровской игрушке сохранился до наших дней.

 

Затем игрушка покрывается поливой и приобретает зелёный цвет.

Характерный для петровской свистульки вид — три точки опоры: две ножки и хвостик-свисток.

ЗНАКОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИГРУШЕК

Барыня с ребенком (со свистком). Хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения, которым наделена женщина, это могущественная сила, отождествленная с силой плодоносящей земли. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий. Роспись: вертикальные полосы – знак падающего дождя, волнистые линии – земля, напоенная дождем; пятна – знаки зерна, двойные кресты – солярные знаки (солнце). «Мать – Сыра земля» — это земля, способная дать жизнь всему живому.

Конник. Конник – знак солнца и неба, одно из главных значений всадника на коне – солнце, совершающее путь по небу на колеснице.

Коза, корова. Знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье – при виде колеблющихся от ветра колосьев принято считать, что бродит «пшеничная» коза (корова) на пшеничном поле, «ржаная» — на ржаном и т.д.

Медведь. «Ведающий, где мед» — не имя зверя, а знак тайны, доступной только посвященным. Медведь наш предок, пращур, символ могущества и плодородия.

Олень. Олень – знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень – знак славянских богинь Рожениц – матери и дочери, рожающих все живое.

Баран. Баран – знак богатства, знатности и жизненного успеха.

Птица, петух. Птица – олицетворение весны, тепла, солнца. Главный смысл – оберег. Петух – знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, знак, обретший самостоятельную жизнь души. Главный смысл – оберег.

В старину обращались за помощью в заговорах: «За тридевять земель, за тридевять морей, из-за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы.

До веку и до веку. Аминь.»

Русалка. Русалка – загадочная птица с женским лицом. Русалка у южнорусских славян – это не женщина –рыба, а женщина – птица. Дух растительности, летала над полями, охраняла урожай, жила на деревьях. Вспомним у А.С.Пушкина: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит». С водой она тоже связана – отвечает за росу и дождь.

Утка (утица). Утка – знак хорошего урожая. «Где утка шла – там рожь густа» — говорили в народе. Главный смысл – оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись птицей. При помощи свиста и магической глиняной птицы, маги, волхвы и кудесники отгоняли злых духов.

Русская троица с конями «Ладья» — разновидность «русской троицы». По славянской легенде дочь бога солнца Сурьи — жена братьев –  близнецов Ашвинов (буквально – конников). Главное предназначение – помощь людям.

Русская троица с птицами (курами). — справа, слева птицы – солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа весна-красна, слева – осень-матушка.

Оригинал: https://infourok.ru/glinyanaya-igrushka-i-ee-istoriya-2650709.html

Глиняные игрушки. Интернет-магазин \

Игрушки из глины

Предлагаем Вам большой каталог глиняных игрушек нашего интернет-магазина. Здесь Вы всегда можете подобрать и купить дымковскую, каргопольскую, абашевскую, ковровскую и филимоновскую глиняную игрушку на любой вкус.

Оригинал: https://Kuzaranda.ru/collection/childplay

Русская народная игрушка. История и традиции

Игрушки из глины

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей.

Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Каргопольская русская народная игрушка

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.

Дымковская русская народная игрушка «Водоноска»

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины и дерева

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.

Богородская русская народная игрушка из дерева

Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России.

В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр.

Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами.

Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин.

Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Абашевская русская народная игрушка

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз.

По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман.

Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают.

Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма.

В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково.

Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его.

В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи.

Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в  ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Дымковская русская народная игрушка

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки.

Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию.

На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой).

Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве.

 Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги.

Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова.

Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое).

Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни.

Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек.

Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Каргопольская русская народная игрушка

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке.

На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы.

После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали  причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем.

При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Каргопольская русская народная игрушка

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и  цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами.

Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый.

При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек.

Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Плешковская русская народная игрушка

Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.

Плешковская русская народная игрушка

В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины.

Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки.

Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям.

В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось.

В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам.

В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове.

Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты.

Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Филимоновская русская народная игрушка «Баран»

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый.

Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия.

Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Русская народная игрушка из дерева. Богородская игрушка

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают.

Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие.

Богородская русская народная игрушка

Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар».

Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия.

  Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Мазыкская русская народная игрушка «Коник»

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Матрешка

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера.

Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В.

Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь.

Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже.

Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.

Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь.

Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод.

Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи.

 В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки.

После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи.

После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Матрешка

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Федосеевская русская народная игрушка

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Федосеевская русская народная игрушка

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено.

Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками.

Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Птица счастья

Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома.

Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения.

 

М.М.

Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — вроде как бы Святой Дух.

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа.

В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко.

Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы.

Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья.

Птица счастья

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно.

На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера.

В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. 

Птица счастья

Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

Оригинал: https://ruvera.ru/russkaya_narodnaya_igrushka

Детская полимерная глина

Игрушки из глины

Здравствуйте! Данный набор я покупала младшей дочери в подарок и она осталась от него в восторге. В него входит: четыре блока с полимерной глиной Fimo, цвета — желтый, светло-зеленый, синий и телесный, пошаговая инструкция, стек для моделирования и игровая фоновая сцена. Сделано все качественно, без …

Оригинал: https://www.dochkisinochki.ru/icatalog/categories/glina/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тратосфера