Азы фриволите

В этой теме мы постараемся собирать нужную и полезную информацию для новичков фриволите. Быстровидео по фриволите:

1.

Изготовление челнока фриволите в домашних условиях

К сожалению не у всех есть возможность купить челнок в магазине. Эта статья научит вас изготовлению челнока для фриволите в домашних условиях. Обычно плетение кружева фриволите осуществляется с помощью челнока. Надо сказать, что существуют и бесчелночные методы плетения фриволите – это игольное фриволите на длинной и толстой игле и даже фриволите крючком. Правда последний способ относится к вязанию. Челночное кружево наиболее известно в России, а вот игольное не получило такого распространения, зато оно любимо в других странах мира. Челнок — это приспособление, с помощью которого можно легко переносить с места на место небольшой клубочек ниток при плетении кружева. При этом челнок имеет специальную форму, которая предохраняет нить от раскручивания, поэтому нитка не может запутаться. По мере использования нити, её можно легко отмотать с челнока. Челноки фриволите по своей разновидности могут быть деревянными, металлическими, пластмассовыми, и совсем особенными, даже из рога и кости. Старинные челноки с любовью изготавливались из драгоценных металлов, серебра и даже золота, украшались перламутром и дорогими камнями, резьбой и инкрустацией.
Для начинающих вполне подойдёт самый простой челнок, его мы и попробуем изготовить самостоятельно. Для этого возьмите какую-нибудь крепкую пластмассовую банку, диаметром около 12 см. Например, подойдёт пустая пластмассовая банка от томатного соуса или майонеза. Пластмасса желательно должна быть толстой и упругой. Теперь из этой банки вырезайте два одинаковых овала, с острыми краями, что-то вроде лодочки. Ещё вам потребуется обычная шпулька от швейной машины. Всё, что осталось сделать, чтобы челнок фриволите стал пригодным для рукоделия, – это аккуратно приклеить шпульку между лепестками-лодочками. Крепко стяните конструкцию изолентой, после этого дайте клею хорошо высохнуть. Затем изоленту уберите, и тогда у вас получится довольно удобное приспособление для кружевоплетения. Это устройство может заменить вам фабричный челнок. После этого можно приступать к обучению самой технике фриволите. ———-
Дуга
Для работы нам потребуются: 1 челнок и 1 клубок никток. Возьмите в руки две нити — одну с клубка, другую с челнока, свяжите их между собой, оставив концы 5-7 см свободными.
Возьмите получившийся узел большим и указательным пальцами левой руки, держите его крепко.
Нить, идущую от клубка, обведите по тыльной стороне пальцев левой руки закрепите ее на мизинце левой руки, сделав несколько оборотов, эта нить будет рабочей.
Натяжение нити должно быть таким, чтобы при сгибании среднего и безымяного пальцев левой руки нить не соскальзывала с мизинца (иначе сделайте еще один оборот нити вокруг мизинца или держите мизинец слегка согнутым), при выпрямлении пальцев нить должна перемещаться вверх, не перетягивая мизинец. Во время плетения клубок должен лежать перед вами либо висеть — это зависит от тяжести клубка и тренированности пальцев. Для освоения элемента отмотайте несколько метров нити на отдельный клубок так, чтобы клубок получился не тяжелее челнока с нитью.
При плетении дуги узел фриволите выполняется тем же образом, что и при плетении кольца.
Для использования элемента дуги на практике, предлагаю сплести тесьму, состоящую из дуг и колец.
Для наглядности, возьмите клубок ниток одного цвета (розовый), а на челнок намотайте нити другого цвета (белого).

Сплетите кольцо по схеме: 1 — К(4п'4п2п2п4п'4)
Переверните работу кольцом вниз и сплетите дугу по схеме:
2 — Д(4п2п2п4)
Снова переверните работу, на этот раз дугой вниз, кольцом вверх и сплетите кольцо и так далее. Для плетения некоторых тесемочек и замкнутых элементов, состоящих из дуг и колец, достаточно иметь один челнок и 1-2 клубка ниток. Когда потребуется второй челнок, об этом мы поговорим несколько позже.

3.

Плетение двумя челноками

Плетение двумя челноками применяется в том случае, если требуется маскировать переход нитки к другой группе петель или когда работают нитями разных цветов. Причем узор будет того цвета, который навит на челнок с рабочей нитью. Применение второго челнока значительно расширяет возможности плетения. Во-первых, это возможность получения двухцветного узора. Челноки могут меняться ролями, рабочая нить — становиться ведущей и наоборот. При этом челноки перекладывают из одной руки в другую. Пользоваться челноками разного цвета даже удобнее, чтобы не путать их очередность. Положение рук при плетении двумя челноками Правая рука. Такое же, как при плетении одним челноком. Левая рука. Рабочую нить зажимают большим и указательным пальцами, приподнимают средним и безымянным пальцами и обматывают вокруг мизинца так, чтобы челнок с рабочей нитью свободно свисал с руки, По мере расхода рабочей нити ее отматывают от челнока и снова закрепляют на пальцах, как описано выше.

Наматывание нити на челноки.

Если плетут нитями одного цвета, то на оба челнока наматывают с разных концов одну и ту же нить во избежание лишних узлов. Если используется два цвета, нити нужно связать мертвым узлом. В начале работы узел держат большим и указательным пальцами левой руки и обводят нить второго челнока один или два раза вокруг мизинца левой руки, с которого свисает челнок.

Мертвый узел. Два конца нити складывают вместе, делают из них петлю. В эту петлю вводят концы нитей и затягивают.

Дуга Плетение двумя челноками позволяет ввести в арсенал узоров новый разомкнутый элемент — дугу. Дуга приобретает свою форму только при соединении с другими элементами. Она может соединяться с другими элементами кружева как внешней (выпуклой), так и внутренней (вогнутой) стороной. В этих случаях сцепление производится немного по-разному. Соединение элементов с внешней стороной дуги 1. Вводят крючок сверху вниз в пико присоединяемого элемента. 2. Вытягивают крючком петлю из рабочей нити. 3. В вытянутую петлю продевают челнок с ведущей нитью сверху вниз (справа налево). Соединение элементов с внутренней стороной дуги 1. Вводят крючок сверху вниз в пико присоединяемого элемента. 2. Вытягивают крючком петлю из ведущей нити сверху вниз (справа налево). 3. В вытянутую петлю продевают челнок с рабочей нитью снизу вверх (слева направо). Высота узлов сцепок должна равняться высоте двойных узлов. Они не закрепляются обратным узлом и в счет двойных узлов не входят. Кольца на дугах образуют другой новый элемент — дуга-кольцо. Если кольцо находится с внешней стороны дуги, то плетется рабочей нитью, а кольцо с внутренней стороны дуги — ведущей нитью.

Выполнение.

1. Двумя челноками плетут нужное количество узлов дуги до кольца. 2. Сматывают рабочую нить с пальцев левой руки. 3. Берут челнок с нужной нитью (рабочей или ведущей, в зависимости от расположения кольца относительно дуги) и делают из нее петлю на левой руке, как при плетении одним челноком. . 4. Плетут кольцо одним челноком согласно схеме и затягивают его. 5. Берут второй челнок и продолжают плетение дуги, контролируя плотность узлов дуги до и после кольца. 6. Продолжают плетение по схеме, следя за тем, чтобы нити не перекручивались.

Мотив для салфетки с элементом "дуга"

В качестве примера подойдет мотив на рисунке 5.19. Вначале выплетают поочередно три кольца, соединяя их в "трилистник". Затем плетут дугу до середины, после этого — поочередно внешнее и внутреннее кольцо. Доплетают дугу до конца и приступают к следующему "трилистнику". Гак обходят весь мотив по периметру. Отдельно выплетают маленькие "четырехлистники" (как в центре мотива), которые объединяют в узоре с большими, располагая большие мотивы ромбами, а маленькие — ровными крестиками. Чтобы получить более плотный узор, можно составить его из одних больших мотивов, располагая их ровными рядами квадратов и соединяя смежные вершины

Кольцо в кольце

Такой рисунок можно выполнять одним, двумя или несколькими челноками. Чтобы фигура не была стянутой, разница между длинами окружности внешнего и внутреннего колец должна составлять 8-12 узлов. Внутреннее кольцо может соединяться с наружным одним пико в центре, но если кольца крупные, то соединительных пико может быть несколько и к ним могут прибавляться декоративные пико. Плетение кольца в кольце одним челноком 1. Плетут внутреннее кольцо и поворачивают работу.
2. Плетут наружное кольцо до сцепки с внутренним и откладывают челнок влево. 3. Через соединительное пико вытягивают крючком петлю снизу вверх (на себя) из рабочей нити на пальцах левой руки. 4. Через вытянутую петлю проводят челнок слева направо (сверху вниз). 5. Закрепляют соединение обратным узлом.
6. После сцепки доплетают недостающие узлы наружного кольца и затягивают его. При плетении двумя челноками нитями двух цветов можно поочередно выплетать кольцо в кольце нитью одного или другого цвета
Таким же способом можно выполнять не два, а несколько концентрических колец, но не больше пяти. Тесемка с кольцами Для закрепления навыка можно сплести тесемку с элементом "кольцо в кольце" (рисунок 5.20). Выплетают внутреннее кольцо, работу поворачивают, плетут наружное кольцо до сцепки, делают сцепку и доплетают наружное кольцо. Затем выплетают дугу с декоративным пико, а после нее — кольцо 4, соединяя его через пико с кольцом 2.

Цепочка из колец двумя челноками

Цепочку из колец удобно плести двумя челноками. Схему плетения см. на рисунке 5.21. Для разучивания этого приема надо взять две нити разных цветов, связать их мертвым узлом и намотать на два челнока.
Рисунок 5.21. Цепочка из колец 2 челноками, схема плетения
1. Одним из челноков проплетают количество узлов, необходимое для одного кольца, например 12, но кольцо не затягивают. 2. Незатянутое кольцо снимают с пальцев левой руки и поворачивают на 180 градусов.
3. Снова надевают работу на левую руку так, чтобы свободная часть кольца занимала рабочее положение. 4. Вторую часть кольца оплетают нитью из другого челнока (ведущей). При этом рабочую нить на левой руке натягивают туго. 5. Снимают кольцо с левой руки и затягивают нитью первого челнока. Таким образом, в цепочке из колец одно кольцо плетется одним челноком, а второе — двумя.
Плетение несколькими челноками
Чтобы получить многоцветный узор (более двух цветов), используют несколько челноков. Их потребуется ровно столько, сколько цветов в узоре. Чтобы узор получался ровным и красивым, нитки разных цветов должны быть одной толщины. Нитки наматывают на разные челноки, все концы связывают мертвым узлом.
Кольца плетут одним челноком, а дуги — двумя или несколькими.

Плетение дуги

1. На пальцы левой руки надевают все нитки с челноками, кроме одной, и закрепляют восьмеркой на мизинце и безымянном пальце. 2. В правую руку берут оставшийся челнок. В правой руке должен оказаться челнок с нитью того цвета, который по схеме должна иметь дуга. 3. Ведущей нитью оплетают все нити на левой руке, для чего рабочие нити туго натягивают при помощи среднего пальца. При этом двойной узел выполняется в обратном порядке: сначала плетется обратный узел, а затем — прямой. Все узлы должны плотно прилегать друг к другу. Фриволите + крючок = новые формы Фриволите прекрасно сочетается с другими видами рукоделия, особенно с вязанием крючком. Поскольку в технике "фриволите" отсутствуют прямолинейные участки, их можно связать крючком, например, для разбивки частей узора. В основе узора на рисунке 5.22 лежит цепочка из полуколец с декоративными пико. Затем полукольца обвязывают крючком столбиками без накида с пико. В середине полосы вывязывается сетка из перекрещивающихся цепочек по 6 воздушных петель.
Фриволите можно использовать для оформления других видов рукоделия, например, сплести рамочку для вышивки из соединенных "трилистников". Можно сочетать фриволите с узорами из тесьмы или из бисера. Можно было бы привести еще много узоров фриволите, но в последнее время они секретом не являются. Важно только осознавать, что весь арсенал рукоделий существует для нас с вами, а не для каких-то суперталантливых бабушек.

4.

Приемы плетения

Есть только два приема плетения фриволите — прямой и обратный узлы. Ничего более сложного в технике "фриволите" нет. Работу, как всегда, начинают с наматывания нити на челнок. Нити надо намотать столько, чтобы она не выходила за щечки челнока. Прямой узел, или "узел Жозефины" Этот основной элемент техники "фриволите" получил свое название в честь легендарной возлюбленной императора Наполеона. Эта знаменитая парочка щедро увековечена в кулинарии и рукоделии. Начальное положение рук для выполнения прямого узла
Левая рука. Захватывают нить большим и указательным пальцами левой руки на расстоянии 5-7 см от конца нити. Накинув нить на остальные пальцы левой руки, приподнимают средний палец и снова захватывают нить большим и указательным пальцами. На пальцах левой руки образовалась петля. Эта часть нити называется рабочей. Правая рука. Челнок держат большим и указательным пальцами правой руки. (В процессе плетения челнок никогда не перехватывают, а лишь приподнимают один из пальцев, чтобы пропустить рабочую нить.) Нить оказалась позади челнока. Ею обвивают средний и безымянный пальцы правой руки. На пальцах правой руки также получилась петля. Участок нити от правой руки к левой называется ведущей нитью, ее длина должна составлять 10-15 см. Выполнение. 1. Челнок вводят в петлю на левой руке под рабочую нить (рисунок 5.2). При этом рабочую нить пропускают между челноком и указательным пальцем правой руки. Когда отпускают указательный палец, челнок, естественно, не может повиснуть в воздухе, его нужно придержать указательным и средним пальцами левой руки.
Рисунок 5.2. Выполнение прямого узла фриволите ("узла Жозефины"): 1) прямой узел 2) рабочая нить 3) ведущая нить2. Челнок поднимают над рабочей нитью. 3. Челнок отводят вправо, пропуская рабочую нить между челноком и большим пальцем правой руки. 4. Средний палец левой руки прижимают к указательному, ослабляя натяжение рабочей нити. Максимально натягивают ведущую нить, отводя правую руку вправо, а затем поднимают средний палец левой руки, подтягивая и рабочую нить (рисунок 5.3).
Другими словами, челнок обводят вокруг натянутой нити по часовой стрелке. Весь секрет данной манипуляции заключается в том, что рабочая нить обвивает ведущую, и никогда не происходит наоборот. За этим надо строго следить и почаще подтягивать ведущую нить правой рукой. Рабочую нить, напротив, отпускать. Итак, одна часть нити (ведущая нить) стала стержнем кружева, а другая (рабочая) — оплеткой этого стержня.
Обратный узел Начальное положение рук при выполнении обратного узла. Левая рука. Так же, как и при прямом узле. Правая рука. Петля на правой руке теперь не нужна, можно просто опустить средний и безымянный пальцы правой руки. Выполнение. 1. Челнок проводят над рабочей нитью, пропуская ее между большим пальцем и челноком. Челнок зажимают между указательным и средним пальцами левой руки.
Выполнение обратного узла фриволите: 1) прямой узел 2) обратный узел 3) рабочая нить 4) ведущая нить 5) скобочка узла фриволите
2. Челнок опускают под рабочую нить. 3. Челнок отводят вправо, пропуская рабочую нить между челноком и указательным пальцем. 4. Средний палец левой руки опустить к указательному, ослабляя натяжение рабочей нити. 5. Максимально отвести правую руку вправо, подтягивая ведущую нить. После этого подтянуть и рабочую нить, поднимая средний палец левой руки
Иначе можно сказать, что челнок обводят вокруг натянутой нити против часовой стрелки. Прямой и обратный узлы вместе составляют узел фриволите, или двойной узел (рисунок 5.6). Все элементы фриволите состоят из двойных узлов, навитых на ведущую нить.
Получение двойного узла: а) прямой узел б) обратный узел в) чередование прямых и обратных узлов (вместе дают двойной узел) г) образование пико
Сразу узлы не затягивают полностью. Только после того, как набрано необходимое количество узлов для образования, например, кольца, рабочей нити дают соскочить с пальцев левой руки, и, придерживая узлы, натягивают выходящую из челнока нить. Кольцо В узорах фриволите не бывает прямых участков, сплошные завитки, кольца и полукольца, поэтому кольцо является основным элементом техники фриволите. Чтобы получить кольцо, на нить нанизывают нужное количество двойных узлов, а затем соединяют концы нити Для этого нужно:
1. Снять с пальцев левой руки рабочую нить. 2. Зажать концы нити большим и указательным пальцами левой руки так, чтобы первый и последний узлы оказались рядом. 3. Правой рукой потянуть на себя ведущую нить, пока не образуется кольцо (для этого первый и последний узлы плотно прижать друг к другу) или полукольцо (для этого между первым и последним узлами оставить свободную нить, длина которой равняется диаметру полукольца).
Пико
Есть элементы, общие для различных техник кружевоплетения. Таковыми, безусловно, являются пико, придающие витиеватость простым узорам. Кроме декоративной пико могут выполнять и соединительную функцию. Пико "Жозефина" Пико из нескольких прямых узлов называется пико "Жозефина". Если сделать 5-6 прямых узлов подряд и соединить их в кольцо, получится маленькое пико-узелок. 10-12 прямых узлов составят большое пико
а) пико-узелок б) большое пико

Пико открытое и затянутое. Пико может быть и совсем тоненьким, в одну ниточку. Открытое пико образуется между 2 узлами фриволите на расстоянии, равном двойной высоте пико (рисунок 5.9).

Высота пико выбирается произвольно и зависит от толщины ниток и назначения пико. Обычно она составляет 0,5-1 см. Узел, следующий за пико, нужно затягивать особенно туго, чтобы пико не деформировалось.

Открытое пико Соединительное пико должно быть оптимального размера, т.к. в маленькое трудно вводить крючок, а слишком большое пико делает узор растянутым. Затянутое, или закрытое пико получится, если узлы фриволите расположить вплотную. Соединение элементов фриволите. Как и в плетении коклюшками, соединение отдельных элементов кружева называется "сцепкой". В качестве примера рассмотрим соединение 2 колец, имеющих соединительные пико. Эта операция аналогична сцепке в коклюшечной технике. Выполнив первое кольцо, сплетают количество узлов, необходимое для второго кольца, и приступают к сцепке (рисунок 5.10), для чего требуется:

Сцепка колец
1. Расширить петлю из рабочей нити на левой руке. 2. Положить челнок и взять крючок в правую руку. 3. Ввести крючок слева направо в соединительное пико первого кольца. 4. Через это пико вытянуть на себя из рабочей нити петлю такой величины, чтобы в нее мог войти челнок. 5. Взять в правую руку челнок, ввести его в полученную петлю так, чтобы в нее вошла и ведущая нить. 6. Пальцами левой руки подтянуть рабочую нить, чтобы петля приняла обычный размер, равный высоте узла. 7. Сцепку закрепить обратным узлом. Петля сцепки вместе с обратным узлом считается как один двойной узел (узел фриволите).

Зубцы

Даже такой минимальный набор сведений о фриволите позволит выполнить несложный узор для отделки края изделия — зубцы. Простейший случай показан на рисунке
Зубцы из полуколец: а) отдельные полукольца б) полукольца со сцепкой Зубцы из отдельных полуколец. Выплетают 10-12 узлов и стягивают их полукольцом. Промежутка между последней петлей полукольца и первой петлей следующего полукольца быть не должно (рисунок 5.11а). Вариант б предлагает нам украсить зубцы закрытыми пико через каждые четыре узла и выполнить сцепку между смежными полукольцами. Таким образом мы получим первое изделие в технике фриволите — край-кружево. Соединив два таких край-кружева зубцами наружу и в шахматном порядке, можно получить отделочную полосу — аграмант. Свернув ряд колец в замкнутый контур, получают "цветок", или "многолистник". "Цветок" может состоять из четырех, пяти и более колец. Такой мотив можно начинать с любого "лепестка".

Пятилистник

"Пятилистник" плетут по записанной формуле: каждый "лепесток" имеет два соединительных пико и три декоративных. Сплетя один "лепесток", стягивают его в кольцо и продолжают плести следующие "лепестки". Последний "лепесток" плетут до места сцепки. А теперь нужно выполнить соединение замкнутого мотива.
Сцепка замкнутого мотива 1. Выполнив замкнутый мотив до соединительного пико последнего кольца, приступают к его соединению, для чего челнок кладут слева перед собой. 2. Рабочую петлю снимают с пальцев левой руки и протягивают ее на себя через центр мотива. 3. Мотив складывают пополам, как крылья "бабочки". 4. Сложенный мотив берут большим и указательным пальцами левой руки, а петлю из рабочей нити надевают на безымянный и средний пальцы. 5. В правую руку берут крючок и делают сцепку колец, только челнок в вытянутую петлю вдевают сверху вниз (слева направо). 6. Доплетают недостающее количество петель для окончания последнего кольца в мотиве. 7. Мотив разворачивают на пальцах левой руки и затягивают последнее кольцо. 8. Нить, идущую от челнока, обрезают на расстоянии 5-7 см от последнего кольца. 9. Концы нитей стягивают и связывают "геракловым узлом"
"Гераклов узел" Кроме такого легендарного, этот узел имеет еще названия: "морской", "ткацкий", "отшельник". Чтобы правильно завязать "гераклов узел", нужно взять один конец нити в правую руку, а другой — в левую. Концы перевить от себя один раз. Конец, находящийся слева, перекинуть направо. Еще раз перевить концы. Если нить скользкая, то концы перевить 2 раза. Справа обе нити находятся над петлей узла, а слева — под петлей. Узел крепко затянуть, а концы нитей обрезать.

Надставка нити

"Гераклов узел" применяется для соединения нитей в технике "фриволите" и в случае, если нить закончится в процессе работы. На челнок наматывают новую нить и связывают ее с оставшимся концом "геракловым узлом". Чтобы соединение было незаметным, новой нитью нужно начать новое кольцо, причем соединительный узелок должен оказаться на рабочей нити у основания кольца. В процессе плетения остаются свободные концы нитей. Концы нитей можно спрятать в двойной узел. Завязывают, но не затягивают первый узел. Крючок вводят справа налево по ведущей нити и, захватив конец, вытягивают его вдоль нити, после чего узел затягивают. Так же завязывают и второй узел. Конец нити протягивают внутри 3-4 узлов, а потом обрезают.

Распускание фриволите

В случае ошибки кружево фриволите можно распустить и переплести заново. Для этого с помощью иголки ослабляют 2-3 узла кольца. Затем подтягивают ведущую нить. Ослабляют узлы настолько, чтобы через них можно было пропустить челнок. Постепенно ослабляют и распускают узлы по ведущей нити от конца к началу.

"Колосок"

Говорят, что этот узор обожали наши прабабушки, помещая его на воротнички, манжеты и фартуки. В те времена фартук был не только рабочей, но и нарядной частью одежды. По сути, "колосок" — это особый способ соединения колец. При этом важно подобрать оптимальную длину "ножек".
"Колосок" со сцепкой "вытянутая петля" Такой "колосок" может тянуться бесконечной цепочкой. Это готовый аграмант. Плетут кольцо (рисунок 5.14А). Вводят крючок в пико слева направо (сверху вниз) и вытягивают из рабочей нити длинную петлю. Эту петлю надевают на пальцы левой руки. На той стороне петли, которая не тянется, плетут кольцо. Стянув кольцо, снова выдергивают крючком петлю через пико и опять плетут кольцо на той стороне петли, которая не тянется. Так получается длинная цепочка из колец.

"Колоски": а) "колосок"-цепочка б) "колосок" из 5 колец

"Колосок" из 5 колец

Плетут первое кольцо (рисунок 5.14Б). Крючком вытягивают петлю из рабочей нити через пико и плетут второе кольцо. Выполняют сцепку. Делают еще одну сцепку вытянутой петлей и плетут третье кольцо. Крючком вытягивают петлю через "ножку" между вторым и третьим кольцами. На той стороне петли, которая не тянется, вяжут 6 двойных узлов. Выполняют сцепку в пико второго кольца. Вяжут еще 6 узлов и выполняют сцепку в третье кольцо. Так же плетут и сцепляют четвертое и пятое кольца. При выполнении пятого кольца петлю вытягивают крючком через "ножку" между вторым и третьим кольцами. Чтобы "колосок" имел надлежащий вид, необходимо найти правильное соотношение между длиной "ножек" и размером кольца.

Отделка для выреза платья

Отделку на рисунке 5.15 можно выплести одним челноком. Основная тесемка плетется восьмерками из колец двух видов, соединенных "ножками". Сначала плетется первое кольцо, затем работу переворачивают и оставляют "ножку", длина которой равняется диаметру кольца. Выплетают второе кольцо, работу переворачивают и выплетают третье кольцо рядом с первым. Через пико третье кольцо соединяют с первым, работу переворачивают и продолжают в том же духе до конца тесемки. Затем из колец по росписи выплетают "цветок" и присоединяют его к тесемке через пико. Кстати, такой "цветок" может быть и не один, и тогда получится другая отделка.

Аграмант одним челноком

Аграмант на рисунке 5.16 тоже выплетается одним челноком. Узор состоит из колец двух видов: 1 — большее кольцо, имеет одно декоративное пико и два соединительных, а 2 — меньшее кольцо — одно соединительное пико. Четыре маленьких кольца образуют "цветочек", а большие кольца соединяются с маленькими при помощи "ножек". Длина "ножки" должна равняться диаметру большого кольца. Порядок плетения выбирается такой, чтобы линия рисунка не прерывалась.

Аграмант одним челноком Для сцепления кольца с "ножкой" через соединительное пико вытягивают петлю из ведущей нити, продевают в нее челнок и затягивают сцепку.

Мотив для салфетки

Мотив на рисунке 5.17 выплетается одним челноком и представляет собой розетку, состоящую из семи колец с семью декоративными пико, сцепленных при помощи соединительных пико и пико "Жозефина" из восьми прямых узлов. Плетение производится последовательно по периметру мотива. Мотивы можно соединять друг с другом по-разному, получая различные рисунки салфетки.

Уроки Фриволите для начинающих

Последний раз редактировалось Софья; 28.02.2014 в 15:10.

Оригинал: https://forum.remesla.by/245-frivolite/5366-frivolite-dlya-nachinayuschih-s-chego-nachat-i-chto-delat.html

Плетение фриволите при помощи иглы: схемы для начинающих

Азы фриволите

Серьги с бусинами напоминающие по форме гроздь ягод

Что может быть изящнее и элегантнее кружев? Во все времена узорчатые полотна высоко ценились, являясь привилегией королевской знати. Глядя на фантазийный ажур, невольно рождаются ассоциации с морозными узорами на окне.

Роскошь элегантных кружев переоценить невозможно, это тонкий и кропотливый труд. Звание самой простой техники плетения принадлежит фриволите иглой. Для начинающих не составит труда обучиться старинному искусству, возникшему в далеком XV столетии.

Особенности искусства

История необыкновенного направления прикладного творчества берет свое начало на Древнем Востоке. Именно таким незамысловатым узелковым способом рыбаки изготавливали свои сети. Позже искусство завоевало популярность в странах Европы, а название «фриволите» придумали модницы-француженки, от слова frivilite, что в переводе значит «пустой, невесомый».

Ажурные браслет и серьги из красной нити

В роли материалов для изготовления узорчатого гипюра использовались нити серебра и золота. Манжетами, жабо и воротничками отделывались богатые наряды королевской знати и придворных дам.

Сегодня базовым материалом могут являться простые нити хлопка или льна. Такие изделия не менее роскошно украсят модные наряды и аксессуары.

Искусство фриволите часто используется в создании коллекций оригинальной бижутерии.

С чего начать обучение

Для того чтобы освоить старинное рукоделие, потребуется фантазия, желание творить, а также немного «азбуки»:

  • Выбор сырья. Для изготовления роскошных в своей красоте полотен понадобится пряжа. Такой вид творчества не только красив, но и экономичен. Пряжа может быть выбрана в любой ценовой категории, основной критерий — прочность, высокое качество ниток. Это могут быть простейшие хлопковые нитки, шерсть, льняная или шелковая пряжа.
  • Выбор инструментов. Для начала понадобится минимальный набор. У каждой мастерицы в сундучке найдутся всевозможные крючки, иголки, а челнок можно сделать своими руками.

Материалы и инструменты

  • Базовые схемы. Они помогут новичкам изготовить кружево поэтапно, соблюдая основные правила.

Подготовив арсенал для плетения фриволите, можно смело приступать к работе. Не сомневайтесь, процесс захватит с головой, увлекая в необыкновенный мир творчества.

Альтернативный способ

Классическое исполнение в технике фриволите — это плетение при помощи челнока. Он представляет собой простейший лепестковый прибор, который можно купить в магазинах фурнитуры, а можно изготовить самостоятельно. Что делать, если желание приступить к процессу немедленно так велико, что нет времени купить или изготовить челнок? Альтернатива есть — плетение фриволите на игле.

Украшения в технике фриволите

Для осуществления творческих планов достаточно иметь под рукой простейший набор:

  1. Пряжа (ирис, акрил или хлопок).
  2. Игла (специальная или швейная, но максимально толстая и длинная).
  3. Тонкий крючок для вязания.
  4. Ножницы.

Вид готового изделия, выполненного иглой, невозможно отличить от кружев, связанных в традиционной технике. Рукодельницы, испробовав оба метода, часто останавливаются именно на игле, считая ее более удобной и простой в исполнении.

Фриволите иглой

Особенности выбора ниток

Кружево можно сплести из любых ниток, все дело в умении, фантазии, предпочтениях. Но есть два требования, которые при подборе пряжи должны соблюдаться неукоснительно.

Чтобы украшение получилось аккуратным и красивым, нужно подобрать правильные нитки

Во-первых, высокие показатели прочности. При затягивании элементов, таких как кольца, дуги или полудуги, на нить ложится большая нагрузка на разрыв при затягивании узлов. Во-вторых, она должна быть крученой, с гладкой, равномерно окрашенной поверхностью.

Ворс мешает узлам двигаться свободно. Подвязывание — обязательная составляющая процесса, ведь они могут невзначай оборваться при сильном натяжении или же попросту закончиться.

Чтобы подвязать нить, продолжая плетение, узелок должен быть максимально незаметным, чтобы не нарушить магию утонченности, особого изящества полотна.

Наиболее популярный прием следующий: соединяем кончики старой нитки и новой, проворачивая их таким образом, чтобы образовалась петелька. Пока узелок не затянут, в него вводится игла, которая подвигает его вплотную к кружеву.

Нитки для фриволите

Базовый набор элементов

Уникальность старинного искусства заключается в возможности комбинирования с другими техниками рукоделия. Узоры можно дополнить макраме, бисероплетением, вязанием спицами, крючком, ткачеством или вышивкой.

Основной элемент — это узлы. Их существует множество, новичкам поможет подробный мастер класс.

Освоив выполнение простых элементов, которые в плетении образуют ажурные рисунки, можно создать невероятный по красоте шедевр прикладного искусства.

Вязанные серьги в технике фриволите

Первое, что необходимо для успешного процесса плетения — это научиться читать схемы. Это главные «помощницы» для создания бижутерии, воротничков, манжеток.

Кружево иглой вяжется достаточно быстро. Опытной мастерице понадобится не более часа, чтобы изготовить кружевной браслет или колье.

Основные типы узлов следующие:

  • Прямые и обратные. В сочетании они образуют плоский двойной узел.
  • Геракловы узлы. Они позволяют соединить оборвавшиеся нити или плести кружево одновременно из нескольких цветов.
  • Пико. Это изящный декоративный элемент, которые позволяет соединить сразу несколько отдельных мотивов.
  • Кольцо. Название плетения в итальянской интерпретации звучит как occhi, что в переводе означает «глаз». Именно утонченная «дырявость» добавляет изделию нот воздушности и утонченности.
  • Дуги. Незамкнутые кольца могут стать завершающим штрихом изделий.

Освоив технологию создания узлов, можно вязать элегантные и оригинальные аксессуары, способные украсят любой модный образ.

Фриволите иглой, двойной узел фриволите, пико, кольцо и дугу

Правила завязывания

С помощью иглы можно создавать воздушные и нежные гипюры. Такая технология используется для создания бижутерии, салфеток, всевозможных элементов для отделки нарядов. Работа крайне кропотливая, поэтому мастерицы редко используют такой способ для создания покрывал, занавесок или скатертей.

Комплект украшений из ниток

Далее расскажем как вязать узлы:

  1. Конец пряжи закрепляем между большими и указательными пальцами.
  2. Оставшаяся часть нити обвивается вокруг остальных трех пальцев, набрасывается, словно петля.
  3. Далее, нить возвращаем снова к большому и указательному пальцу, образовав кольцо.
  4. Игла проводится через колечко, инструмент движется в направлении снизу-вверх.
  5. Средний палец складывается пополам, нить кольца немного ослаблена, в результате на нити образуется первый узелок.
  6. Элемент зажимаем между большим и указательным пальцем левой руки, выполняем зеркальные действия, инструмент теперь движется в обратном направлении сверху-вниз.

Таким образом, выполняя заданное количество узлов по схеме, протягиваем нить и вяжем до тех пор, пока не образуется кольцо.

Важно! Главное преимущество вязания иглой — это возможность сделать узлы одинаковыми, а значит, работы имеет более аккуратный и изящный вид.

Колье вязанное по схеме

Несколько секретов

Успех любого рукоделия и эстетика изделия зависит от множества нюансов. Это качество материалов, правильный подбор инструментов, умение читать схемы и понимать специфику мастер-классов. Одним из основных секретов является умение добавить в процессе новую нить и замаскировать концы.

Эстетические сережки с бисером и камнями

Как это сделать?

  • Если закончилась нить, отрезаем от клубка новую и затягиваем ее в иглу, протягивая через последний двойной узелок.
  • Нитка тянется до тех пор, пока не останется небольшой «хвостик» в пару сантиметров. Завязывается узел рядом с двойным узелком.
  • Далее продолжаем вязать, оставив немного свободной нити.
  • Чтобы конец аккуратно спрятать, необходимо его заправить отдельно в иглу и протянуть сквозь несколько узелков, а после осторожно обрезать. Осваивая технику фриволите для начинающих, часто возникает вопрос роспуска элементов. Узлы легко распускаются в дуге, а вот в кольце это сделать гораздо сложнее.

Как спрятать конец нити в конце плетения

Техника примечательна тем, что ее легко освоить, а процесс захватывает с головой. Нужно научиться читать схемы, считать узлы и выбирать материалы.

После приобретения базовых навыков можно поэкспериментировать, искусно вплетая бусины или бисер, комбинируя несколько техник рукоделия. Многие рукодельницы настолько увлекаются, что простое хобби превращается в прибыльный бизнес.

Немного опыта и сноровки, а в награду мастерице станут невероятной красоты и роскоши кружева, достойные королевы.

Оригинал: https://SamRukamy.ru/ukrashenija/frivolite/pletenie-frivolite-igloj.html

Фриволите. Основы

Азы фриволите

Фриволите можно отнести к одной из самых красивых и изящных техник. С помощью этой техники из нитей можно создать самые невероятные и причудливые элементы декора, украшения, маски, закладки для книг и многое другое. Техника, зародившаяся на Востоке, очень скоро стала популярна во всем мире. Она легка в исполнении и не требует особенных материалов, убедитесь в этом сами.

Подбираем материалы для работы

Неотъемлемой частью работы является челнок. Для начала вам будет достаточно самого простого классического челнока. Пусть он не предполагает возможности работать с множеством разных цветов, зато отлично подойдет для первых шагов. Более сложный инструментарий вам понадобится, если вы захотите дальше осваивать это ремесло.

 

Фриволите. Челнок

Помимо челнока, вам потребуется обычная игла и нити. С нитями мы разберемся более подробно. Основные критерии, под которые должны подходить нити: равномерная толщина по всей длине и прочность.

Также для удобства при себе следует иметь крючок для вязания, ножницы и булавку. Если вы планируете украшать ваше изделие бисером, то к этому набору нужно добавить леску.

  • Вязание для начинающих
  • Вы знакомы с барджелло?

Основные части плетения

Из-за необычных и, на первый взгляд, сложных узоров техники фриволите, может показаться, что создать своими руками такое крайне трудно, но стоит приложить немного усилий, как у вас начнут получаться невероятные вариации с картинок. В основе технике лежат узелки, из них складываются основные элементы. Существует два вида узлов: прямые и обратные.

Фриволите

Чтобы связать прямой узел, вам нужно взять челнок в правую руку и обмотать нить вокруг пальцев другой руки. После этого, нужно сделать движение челноком под ниточку и ввести челнок в образовавшееся кольцо из, обмотанной вокруг пальцев, нити на левой руке. Затем ослабьте нить и затяните узел.

Логика плетения обратного узла аналогична, только нить обматывается вокруг пальцев правой руки.

Одним из самых распространенных элементов техники фриволите является кольцо. Чтобы сплести этот элемент, нужно освоить плетение двойных узелков.

Помимо узелков, частым элементов плетения являются дуги, но они являются более сложным элементов, и для их создания используют два челнока.

  • Амигуруми. С чего начать?

Стиль бохо и фриволите

Так как результатом плетения фриволите является кружевное полотно, самых разных форм и элементов, к этой технике часто прибегают рукодельницы, которые интересуются стилем бохо.

Стиль бохо и фриволите

Образ в стиле бохо очень часто дополняет украшениями фриволите. Элементом украшения могут служить обычные пуговицы. Давай разберемся, как вплести пуговицу в изделие.

До места, где будет располагаться пуговица или другой дополнительный элемент, плетем кружево по стандартной схеме. Если вы плетете кольцо, то, добравшись до нужного места, прикрепляем пуговицу к изделию элементом под названием «пико», способы его плетения вы можете посмотреть в видео уроках, затем продолжайте плетение.

Бисер в технике фриволите

Также часто, как пуговицы, в узоры фриволите вплетается бисер. Благодаря вставкам из бисера, можно создать по-настоящему удивительные и элегантные украшения.

Что важно помнить при использовании бисера в работе. Во-первых, если в начале плетения элемента вы используете бисер, то его нужно также использовать в конце, чтобы работа смотрелась аккуратно и гармонично. Во-вторых, сочетание бисера и пико упростит вам работу.

Бисер в технике фриволите

Украшения в технике фриволите очень женственные и изящные. Сделанные своими руками, они всегда привнесут в образ изюминку и оригинальность. Научившись плести базовые элементы по схемам, вы можете не ограничивать полет своей фантазии и создавать настоящие кружевные шедевры.

Галерея схем фриволите

  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема
  • Фриволите Схема

Галерея примеров готовых работ

  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите
  • Фриволите

Оригинал: https://three-needles.ru/rukodelie/vyazanie/frivolite/frivolite-osnovy/

Основы техники фриволите

Азы фриволите

МАТЕРИАЛЫ

Челнок
Челноки обычно имеют овальную форму. Изначально их делали из тех же материалов, что и инструменты для плетения рыболовных сетей: из дерева или кости черепахи. Они были достаточно грубыми. В XVIII веке и до конца прошлого века челноки составляли часть приданого невесты и часто делались из драгоценных материалов: золота, серебра, слоновой кости.

Сегодня челноки чаще всего бывают пластмассовыми и разноцветными; невысокая цена позволяет приобретать их в большом количестве. Для плетения кружев предпочтительно иметь несколько челноков разного цвета.

У некоторых челноков внутри находится движущееся колесико — с его помощью можно быстро наматывать нить.

У других есть «клюв» на одном из концов, ч то позволяет работать без крючка. Для самых требовательных и для коллекционеров существует, особенно на американском рынке, целая серия челноков самых разных форм и из самых разных материалов — от пластмассы до серебра.

Для плетения кружев наиболее подходят челноки с «клювом» — помимо того что они позволяют работать без крючка, с их помощью можно также контролировать размер ширины петель, не прибегая к другим инструментам.

Крючок
Его единственной целью является соединение петель во время работы. Он должен быть очень тонким или, во всяком случае, пропорциональным размеру используемой пряжи. Какую бы модель вы ни выбрали, несомненно, вам понадобятся крючки №8,10,13.

Пряжа
Можно использовать любые нитки, имеющиеся в продаже: хлопок, шелк, лен, шерсть, синтетические и металлизированные нити,— лишь бы они были хорошо скрученными и свободно скользили.

Обычно используется крученый хлопок, который обладает всеми необходимыми качествами: прочный, легко скользит и хорошо скручен.

Конечно, чтобы получить легкое и нежное кружево, нужно использовать более тонкие нитки.

НАЧАЛО РАБОТЫ

Использование челнока
Челнок состоит из центрального корпуса, закрытого между двумя овальными пластинами, которые почти сходятся с обоих концов.

Центральная бобина имеет отверстие, в которое нужно продеть нить, прежде чем начать ее наматывать вокруг самой бобины. Пластины челнока имеют овальную форму, удобную для работы и в то же время не дающую намотанной нити раскручиваться во время плетения кружева.

Некоторые челноки снабжены подвижным колесиком вместо бобины, чтобы облегчить наматывание нити.

Как заправить челнок
Вставьте конец нити в отверстие бобины челнока, закрепите узлом и, проведя ее через края овальных пластин, намотайте нить так, чтобы она находилась внутри челнока. Желательно, чтобы нить не выходила за края, — это предохранит пряжу от пачкания и разрывов во время работы.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Вам нужно запомнить несколько терминов, обозначающих различные элементы и приемы плетения кружев. Они часто будут встречаться вам на страницах книги.

Узел: состоит из двух полуузлов, завязанных над нитью, с помощью которой будут образованы кольца и дуги.
Пико: декоративный элемент, который служит также для тою, чтобы соединять между собой кольца, дуги или одни детали кружева с другими.

Узел «Джузеппина»: маленькое колечко, созданное при помощи серии полуузлов, — его номер обычно варьируется от 8 до 12.
Кольцо: фигура, которая получается из серии узлов и пико, находящихся на нити, замкнутой в круг.

Чтобы замкнуть кольцо, необходимо тянуть нить из правого челнока, протягивая ее внутри узлов, пока первый и последний узел не сойдутся вместе.
Дуга: элемент, который позволяет продолжать работу, пока не образуется другое кольцо или не закрепится пико.

Если вы хотите сделать кольца внутри дуг, необходимо соединить нить с другой нитью из клубка или другого челнока.

Узел

Это основной элемент кружева, необходимый, чтобы сплести кольцо или дугу.
1. Чтобы сплести узел, закрепите нить между большим и указательным пальцами левой руки и оберните ее вокруг остальных пальцев, держа их немного расставленными; снова закрепите нить теми же самыми пальцами, образовав таким образом кольцо.

Возьмите челнок тремя пальцами правой руки, стараясь держать его так, чтобы сторона, от которой наматывается выходящая из челнока нить, была развернута по направлению к мизинцу или безымянному пальцу, вокруг которого будет обернута нить.
Мизинец (или безымянный палец) играет важную роль: он должен регулировать напряжение ведущей нити.
2.

Проведите челнок через кольцо, образованное нитью, обернутой вокруг левой руки, так, чтобы челнок вошел снизу и вышел сверху (то есть между указательным и средним пальцами левой руки).
Ослабьте нить кольца, сложив средний палец левой руки так, чтобы получившийся узел разместился на нити, которая образует кольцо вокруг пальцев левой руки.
3.

Крепко держите между большим и указательным пальцами левой руки полученный элемент. Нить, затягивающая первый полуузел, должна проходить близко к пальцам, которые держат кольцо (т.е. к большому и указательному пальцам левой руки).
4. Сделайте вторую половину узла, зеркальную по отношению к первой, в этот раз пропустив челнок сверху вниз через кольцо.
5.

Ослабьте нить кольца, чтобы полуузел находился близко к предыдущему.

6. Сделав необходимое число узлов, тяните нить из челнока, пока кольцо не закроется.

Пико

Ослабьте часть нити, прежде чем затянуть первую половину узла. Затем сделайте вторую половину узла, которая, приближаясь к предыдущей, образует как бы маленькую петельку.

Кольцо

Кольцо — это основной элемент плетения кружева фриволите. Оно состоит из серии узлов и/или пико, число которых может варьироваться. Чтобы получить кольцо, необходимо использовать челнок.

Сделав узлы, потяните нить челнока в правой руке: когда нить начнет протягиваться внутри узлов, это позволит их сблизить и закрыть кольцо.
Во время плетения узлов кольцо будет постепенно сжиматься.

Если вы выполняете узлы правильно, то они позволят нити челнока проходить таким образом, что у вас снова получится достаточно широкий круг, внутри которого можно будет продолжить работу.

Дуга, или арка

Сделайте серию узлов и пико так же, как для кольца. Используйте челнок с ведущей нитью и свободную нить (из клубка или намотанную на другой челнок). Вторую нить следует держать между большим и указательным пальцами левой руки и провести ее над остальными пальцами, обмотав вокруг мизинца два или три раза (чтобы закрепить ее и держать хорошо натянутой).

Соединение колец и дуг

Если при плетении колец и дуг необходимо прикрепить ту деталь, над которой вы работаете в настоящее время, к детали уже готовой, вам понадобится крючок (если только вы не используете челнок с «клювом»).

Войдите в уже существующее пико, захватите крючком и приподнимите нить в левой руке, образующую кольцо, над которым вы работаете.

Проведите в петлю челнок ведущей нити снизу вверх.

Потяните нить правой рукой, чтобы затянуть узел, который должен образоваться при стягивании петли. Продолжайте работу, пока не закончите кольцо или дугу.

Узел «Джузеппина»

Это один из вариантов плетения кольца: он состоит из серии полуузлов, числом от 8 до 12, и является декоративным элементом, так же, как и пико.
Сделайте серию первых полуузлов на нити (кольце), потяните ведущую нить и закройте маленькое колечко.

Дополнительные элементы: бусинки
Бусинками можно заменить пико в кольце или в дуге, но только с декоративной целью: они должны быть нанизаны на рабочую нить перед объединением обеих нитей (рабочей нити и нити из челнока).

Постарайтесь заранее рассчитать, какая длина нити вам потребуется и сколько бусинок, каких цветов и размеров вам необходимо. Чтобы завершить работу качественно, без лишних узелков, бусинок следует взять с запасом, а нить — взять длиннее, лишнее лучше отрезать ножницами.

Надставлять нить не рекомендуется, это может ухудшить внешний вид вашего кружева.
Добавляйте бусинки одну за другой во время работы над узлом или кольцом, затем затяните полуузел и продолжайте работу так же, как после выполнения пико.

При некоторых видах работ, особенно самых сложных, бусинки можно нанизывать также на ведущую нить.

РАБОТА С НЕСКОЛЬКИМИ ЦВЕТАМИ

Фриволите, по сравнению со многими другими техниками, имеет то преимущество, что во время плетения можно использовать разные цвета ниток, при этом не нужно связывать, резать, пропускать и прятать нити, которые не должны быть видны в готовой работе.

Помните, что ведущая нить (та, которую вы держите в правой руке) остается всегда спрятанной; поэтому, когда вы решаете поменять цвет, нужно поменять нить челнока («смена руки»).

Добавочная нить, если она намотана на второй челнок, становится, таким образом, ведущей, и единственные узлы, видимые в кружеве, это узлы начала и конца работы (если пряжа, с которой вы работаете, закончилась, то см. раздел «Объединение двух нитей»).

Для получения красивого кружева необходимо, чтобы обе пряжи имели одинаковые размеры, яркость и качество, иначе придется изменять количество узлов (увеличивать или уменьшать согласно диаметру нити).

Некоторые работы, представленные в этой книге, специально были выполнены из нитей разного размера (в частности, потому, что не всегда легко найти нитки желаемого цвета и номера). Пропорции уже рассчитаны в представленных схемах. При желании поэкспериментировать вы можете свободно использовать любые типы нитей, особенно это касается

абажура, рамки для фотографии, кашпо. У вас есть возможность варьировать цвета и разнообразить в свое удовольствие все представленные в книге модели. Единственный необходимый элемент — это фантазия!

Объединение двух нитей

Работа с одним челноком позволяет делать лишь кольца, любые другие элементы работы требуют двух мотков пряжи (1 челнок и 1 свободная нить или же 2 заряженных челнока), нити из которых должны быть соединены в начале работы прочным узлом — узлом ткача или плоским узлом.

Только таким образом можно переходить посредством дуг от одного элемента к другому, не возвращаясь в исходный пункт (как это происходит с кольцами). И только таким образом можно изменить цвет в ходе работы.

Если добавочная нить служит вам только для того, чтобы делать дуги, вы можете брать ее непосредственно из клубка. Чтобы приступить к кольцам, необходимо намотать ее на второй челнок.

Если во время работы нить закончится, можно присоединить к ней другую, но только в начале или в конце кольца или дуги. Иначе узел, сделанный внутри работы, будет мешать нити скользить и станет слишком заметным.

Узел ткача

Этот узел служит для того, чтобы соединить в начале работы две нити разных цветов, но также он пригодится, когда закончится нить челнока или когда из-за ошибки понадобится разрезать и вновь соединить нить. Обратите внимание на натяжение: если при затягивании нитей у вас натянута только одна, то получится скользящий узел.
Начните работу справа: нить АС пересекает BD, проходя под ней.

Конец А обматывается вокруг В, проходя вперед слева направо. Конец В проходит над С и А, входя в петлю, образованную концом А. Потяните одновременно нити АВ и CD, чтобы затянуть узел Плоский узел
Плоский узел — это простой узел, каким мы обычно завязываем шнурки.

Только здесь вам нужно сделать его два раза подряд, и старайтесь, чтобы все четыре конца нити были одинаково сильно натянуты.

А пересекает В и оборачивается вокруг нее (первая часть рисунка). В пересекает А и оборачивается вокруг нее (вторая часть рисунка). Потяните одновременно оба конца нити А и концы нити В.

Если вы сделаете это правильно, пи одна нить не должна двигаться внутри узла: этот узел сам собой не развязывается. В конце работы такой узел можно повторить два раза для большей надежности.

Крепление кружев к ткани


Шнурочный шов

Этот шов выполняется слепа направо. После предварительного достаточно плотного сметывания по следам рисунка по сметке вертикальными стежками, расположенными очень близко друг к другу, прокладывается шов.


Турецкий шов

Выполняется справа налево. Сначала делаются два горизонтальных стежка на ткани, затем переход с помощью косого стежка на несколько миллиметров вверх и снова — два других стежка, соединяющих вместе ткань и кружево. Далее снизу повторяется все сначала.

Фестончатый шов
Выполняется следующим образом: приметайте кружево к ткани короткими плотными стежками, чтобы получилась прочная основа для фестончатого шва.

Внимание: кружево не должно двигаться!
Выведите иглу на лицевую сторону, чуть-чуть зайдя за край кружева, и держите нить под большим пальцем левой руки. Направьте иглу вертикально сверху вниз таким образом, чтобы, когда вы вытянете нить, получилась маленькая петелька.

Следующие стежки делаются точно также, нужно только следить,

чтобы они находились близко друг к другу и нить всегда была равномерно натянута. Сметка окажется внутри фестончатого шва.

Потайной шов
Пришивайте петельки пико маленькими потайными стежками нитками того же цвета, что и кружево.

СТИРКА И ГЛАЖКА КРУЖЕВ ФРИВОЛИТЕ

Как и любое рукоделие, кружева фриволите требуют особого внимания в процессе стирки. Обычно используются натуральные ткани (лен, хлопок), которые выносят достаточно высокую температуру стирки, поэтому мы советуем погружать их в горячую (но не кипящую) воду с добавлением нейтрального стирального порошка.

Для очень грязных белых кружев можно использовать отбеливатели (в продаже имеются разные виды). Соблюдайте время погружения, указанное в инструкции, чтобы избежать неприятностей.

Приходятся также различные уловки, чтобы сохранить цвет окрашенной ткани или пряжи: на несколько часов положите кружева в холодную воду с добавлением уксуса, а затем хорошо прополощите в достаточном количестве воды.
При стирке в стиральной машине помните, что особенно легкие и нежные кружева следует положить в закрытую наволочку.

Выберите минимальное число оборотов и не отжимайте кружево. Оставьте его суши ться в тени.

Глаженье вышитых тканей и кружев также требует маленьких уловок, которые облегчат работу:

• увлажните кружево из пульверизатора и сложите его в несколько раз;
• расстелите махровое полотенце и положите на пего кружево изнанкой вверх;
• чтобы избежать деформации кружена, приколите его булавками;
• отутюжьте кружево; если вы хотите, чтобы кружево было более плотным, побрызгайте его крахмалом;
• всегда утюжьте кружево с изнанки, следите, чтобы кольца, дуги и пико были повернуты в одну сторону;

• кроме того, при глаженье можно поправить некоторые дефекты вашей работы. Однако старайтесь не делать ошибок па этапе плетения кружева.

Марилиза Эдони "Кружево фриволите"

Оригинал: https://vrukodelii.com/osnovyi-tehniki-frivolite

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тратосфера